В детстве Эдиль даже не предполагал, что станет востребованным диджеем и откроет собственную школу, где будут обучаться самые красивые девушки Бишкека. Корреспонденту Sputnik Кыргызстан Жасмин Малашевой он поведал, что раздражает диджеев в слушателях, и развеял миф о том, что наркотики — ключ к успешному выступлению.
— Давайте начнем c привычного. Как вы пришли в эту профессию?
— Что вообще нужно, чтобы стать диджеем? Как минимум, музыкальный слух?
— Слух нужен композиторам и певцам, а диджей должен обладать чувством ритма. Кроме того, если человек хочет всерьез заняться диджеингом, советую сразу приобрести аппаратуру и контроллер. В среднем это удовольствие обойдется в 350 долларов. Есть, конечно, диджейские установки за 5 тысяч долларов и дороже, но, по-моему, новичкам и любителям необязательно сильно тратиться — главное, чтобы руки росли из нужного места.
— Вспомните свое первое выступление. Как вас встретила публика? И где, на ваш взгляд, выступать сплошное удовольствие?
— Для диджея есть два критерия. Первый: коммерческие выступления в популярных заведениях с устоявшейся публикой, которая диктует музыкантам, что играть. Второй: выступления на закрытых вечеринках, где клиенты — твои друзья и знакомые; там диджей, как правило, исполняет музыку, которая нравится ему. Стоит ли говорить, что второй вариант куда приятнее…
Во время своего первого выступления я очень волновался и боялся что-нибудь сделать не так. К счастью, положительная реакция публики приободрила.
— Как диджеи организовывают рабочий процесс и выбирают треки для микса?
— Если это коммерческое выступление, придется всю ночь крутить что-то вроде "Розового вина" или "Тает лед". Должен признаться, мне и самому не нравится половина того, что приходится играть. Вот раньше музыканты диктовали гостям, подо что танцевать…
— С кем из всемирно известных диджеев вам хотелось бы поработать?
— Вот вы единственный диск-жокей в Кыргызстане, который открыл собственную школу диджеинга. Среди ваших выпускников есть Марина Ким. Скажите честно, она покладистая ученица?
— История Марины как диджея началась столь же спонтанно, сколь и моя. Мы возвращались с какого-то мероприятия, и вдруг она говорит: "Слушай, Эдиль, научи меня пластинки крутить". Я не особо серьезно к этому отнесся, но на следующий день она стояла на пороге моей школы.
Сейчас Марина Ким — резидент популярного заведения, а ее вечеринки пользуются успехом. Марину можно назвать народным диджеем. Как ученица она большая молодец: мне нравится, что она адекватно воспринимает критику и не стоит на месте. Когда я был на ее выступлении последний раз, увидел явный прогресс.
— Для меня стало привычным натыкаться на профили миловидных пользовательниц Instagram, которые обучаются диджеингу в вашей школе. Почему местные красотки ринулись в эту профессию? Веяние моды?
— Думаю, определенную роль здесь сыграла Марина. Она доказала, что девушке в Бишкеке реально стать диджеем, и многие последовали ее примеру.
— Кто, по-вашему, находит больший отклик у аудитории — девушки или парни?
— Если говорить о доверии между публикой и диджеем, то парни. Но выгоднее и интереснее за пультом смотрятся все-таки девушки. Более того, им легче трудоустроиться.
— Чем ваши падаваны аргументируют желание крутить пластинки?
— Как вы оцениваете силы местных диджеев? Есть среди них действительно талантливые ребята?
— Есть, с некоторыми я дружу. В пример могу привести Эрлана Арстанова, известного как DJ XTZ. Он поистине гениальный — человек-оркестр, замечательный композитор. Среди девушек мне нравится Виктория Девойс. Есть еще пара ребят, но они уехали из страны…
— Если я вдруг решу переквалифицироваться в диджея, могу рассчитывать на хороший заработок?
— В Бишкеке диджеи получают по-разному — от 1 500 сомов до 100 долларов за вечер. Тут все зависит от "имени" самого музыканта. Если стать резидентом в прибыльных заведениях, можно довольно неплохо зарабатывать.
— Давайте вернемся к Марине Ким. Насколько велика вероятность, что ей когда-нибудь удастся завоевать всемирную славу в качестве диджея?
— Правду говорят, что перед тем как встать за пульт, диджей вливает в себя приличное количество алкоголя или употребляет наркотики, псилоцибы всякие, экстази?.. Якобы благодаря этому музыкант более раскрепощен.
— Это миф. Не могу говорить за всех, но себе я такого не позволяю и не наблюдаю этого за знакомыми музыкантами. Наркотики — не лучшее средство для раскрепощения. К тому же это непрофессионально.
— Что вас раздражает в профессии? Можете вспомнить какой-нибудь курьезный случай?
Был случай, когда девушка, которая едва стояла на ногах, бросила в меня виноград… и не только. После полутора часов хамского поведения я попросил охрану вывести ее из зала.
— Недавно вы обручились. Невеста не выражает недовольства по поводу вашей работы? Страшно ведь представить, сколько красивых девчонок толпится вокруг.
— Первое время недовольство было, но сейчас она относится к этому с иронией.
— Какие у вас планы?
— Я твердо решил, что больше не буду стоять за пультом, но совсем порвать с музыкой не готов. Для чего я открыл школу? Не хочу, чтобы девять лет жизни, которые я отдал этому "ремеслу", ушли в никуда. Мне нравится обучать диджеингу, делиться опытом и знаниями. Помимо этого, планирую дальше развивать свой бизнес вместе с будущей женой.
— Ваша невеста случайно не одна из поклонниц, которая увидела на сцене симпатичного диджея, а дальше закрутилось-завертелось?
— Скорее, в роли очарованного выступил я. Во время первого свидания разнервничался и опрокинул на нее стакан с соком. До этого я вообще боялся к ней подойти. Она казалась мне нереальной, не такой, как все, особенной.
— Если ваш будущий ребенок захочет стать диджеем, как вы отреагируете?
— Учитывая, что мы живем в Бишкеке, я посоветовал бы не делать эту профессию целью всей жизни. Прежде всего необходимо получить хорошее образование и найти постоянную работу со стабильным заработком. Пусть диджеинг станет для него хобби, не более.