В большом турне Дональда Трампа по Европе значатся Брюссель, Лондон и Хельсинки. В столице Бельгии, где проходил саммит НАТО, на него смогли взглянуть представители стран Восточной Европы. Только взглянуть, поскольку разговаривать с ними Трамп не стал. Даже заявления натовского руководства о том, что Грузия будет членом блока, Трамп проигнорировал.
Реакция Трампа на готовность Грузии присоединиться к НАТО оказалась хуже, чем просто скепсиc. Он проигнорировал тему. А вместе с ним ее проигнорировали и ведущие страны блока. Между тем решения в Североатлантическом альянсе принимают не бюрократы (у них, в отличие от бюрократов Евросоюза, вообще нет директивных функций), а государства, да еще консенсусом.
Проблема не в Грузии. Здесь и так понятно, что обещать — не значит жениться, а прием в НАТО страны, требующей возвращения Абхазии и Южной Осетии, на территории которых расположены российские военные базы, мягко говоря, был бы не очень разумным шагом. Тем более, как показала война в августе 2008 года, в случае военного конфликта с Россией Грузии никто и ничто не успеет помочь. А ведь с тех пор российская армия значительно усилилась.
Проблема в Восточной Европе вообще. Это был саммит, где Трамп повторил свой ультиматум Европе — больше тратить на оборону и вместо российского газа покупать американский. Прежде в случае расхождения позиций с западноевропейскими странами (а это именно такой случай) США поддерживали своих восточноевропейских союзников. На этот раз Трамп пренебрежительно обошелся без них. Пренебрежительно потому, что, заявив в ходе пленарного заседания о требованиях США, он после этого отменил все двусторонние встречи, которые были запланированы как раз с восточноевропейскими руководителями.
Еще один камень в огород Евросоюза. Именно Джонсон в последнее время очень активно критиковал Терезу Мэй за недостаточную жесткость плана выхода из ЕС, который составлялся с его участием и который Джонсон считал предельно жестким. Теперь он выступает за новый план. Группа, которую представляет Джонсон, требует не вести с Евросоюзом переговоры, а просто хлопнуть дверью. Именно так ведет себя на международной арене Трамп.
В общем, накануне встречи с Путиным американский лидер убедительно продемонстрировал, что совершенно не заинтересован в политически и экономически сильном Европейском союзе. Более того, он показал, что будет с таким ЕС бороться, вплоть до экономических санкций (которыми де-факто являются введенные США запретительные пошлины на широкий список европейских товаров).
Трамп реализует свои предвыборные обещания. Он жестко критиковал глобализацию по-обамовски, в ходе которой Америка несла возрастающие расходы без надежды на конечный успех. Его план "сделать Америку вновь великой" как раз и предполагает новый изоляционизм. Чтобы весь остальной мир не проигнорировал изоляционизм США, продолжая пользоваться преимуществами открытых рынков, эти глобальные структуры следовало разрушить.
Я абсолютно уверен, что во время встречи с Путиным в Хельсинки Трамп постарается прояснить для себя возможность вовлечения России в эту игру. Согласие Москвы сделало бы ненужной возню с Евросоюзом. Вместе Москва и Вашингтон в состоянии разрушить любые глобальные структуры. Хотя бы потому, что США контролируют морские торговые пути, а Россия — альтернативные им трансевразийский сухопутный транзитный коридор и Северный морской путь.
России это невыгодно. Она выступает за концепцию сохранения открытого глобализированного мира со всеми его преимуществами, но против гегемонии одного государства. Москва называет это концепцией многополярного мира. Однако ей надо опереться на кого-то из западных игроков. Из соображений взаимной выгоды Россия предпочла бы строить "большую Евразию" вместе с ЕС (и Китаем), но без США. Вот только аморфный забюрократизированный Евросоюз не способен на оперативную реакцию.
Кроме того, большая часть восточноевропейцев еще не изжила свою русофобию, ЕС разрывают противоречия как между "старой" и "новой" Европами, так и внутри каждого из этих неформальных объединений государств. Именно тягучесть европейских процедур, неспособность к оперативной реакции, которой известны президентские структуры России и США, пытается использовать Трамп, чтобы продавить свой вариант построения "нового мира".
Между Москвой, Берлином, Парижем, Вашингтоном и даже Лондоном идут активные консультации. Но представителей Восточной Европы на них не зовут, о ходе и результатах не информируют. Единственное их преимущество перед Грузией — восточноевропейцы уже в НАТО. И то… преимущество ли?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.