Предпринимателю Бекболу Расулбекову всего 23 года, а у него в подчинении уже 12 человек. Он четыре года занимается изготовлением турников и неплохо преуспел.
Долгое время Бекбол вместе с родителями жил в Москве. "Не переживай, мы оплатим твое обучение в университете, а потом ты без труда найдешь работу", — уговаривал его отец. Однако парень решил строить карьеру самостоятельно и вернулся в Бишкек.
— Расскажите о своем детстве.
— Я родился в Бишкеке, а когда окончил третий класс, мы с родителями переехали в Москву. Они обычные люди, не предприниматели: мама — швея, папа — строитель.
Бизнесом я начал заниматься еще в школе. Вместе с приятелями покупал у других ребят старые телефоны и продавал их подороже. Звучит смешно, но у нас всегда были деньги на карманные расходы — кино и кафе. Папа часто говорил: "Бекбол, оставайся в Москве. Мы оплатим учебу в вузе, потом найдешь хорошую работу". Я же не хотел жить "по шаблону", мечтал о независимости и в конце концов уговорил родителей отпустить меня в Кыргызстан.
— И вы сразу принялись за дело?
— Нет. Сначала мы с другом устроились на работу к одному байке. Он занимался перевозкой автомобилей из Германии. Мы находили клиентов в Бишкеке, узнавали, какую машину они хотят, потом изучали немецкие сайты, находили желаемое, и наш человек в ФРГ проверял это авто. Бизнес шел хорошо: в неделю мы продавали 3-4 автомобиля не дешевле 12 тысяч долларов. Правда, иногда приходилось ночевать на работе, зато зарплата доходила до 40 тысяч сомов в месяц.
— Как вы открыли собственный бизнес?
— Просто в какой-то момент решили: пора! Начали с 12 тысяч сомов. Мой родственник купил техническое оборудование, которое позволяет изготовить турник. В качестве сырья мы стали использовать прочную российскую сталь. Такая продержится и полвека — главное, чтобы дом не развалился.
— Кто ваши основные клиенты?
— Это люди разного возраста. Кстати, нередко турники заказывают пенсионеры, чтобы избавиться от проблем со спиной. В этом случае мы устанавливаем турник в спальне, чтобы человек мог повисеть, растянуть позвонки и сразу лечь — так эффект сохраняется дольше. Кроме того, у нас много женщин-заказчиц, которые стесняются заниматься в спортзале. Также турники пользуются популярностью у офисных работников, детей и спортсменов.
Это очень выгодное вложение: турники стоят от 700 сомов и служат долго, а занятия в зале обходятся как минимум в 2 тысячи сомов ежемесячно.
— Был ли у вас такой момент, когда хотелось все бросить?
— Да, однажды вечером мне позвонил партнер и сказал: "Бекбол, я хочу заниматься тем же бизнесом, но не с тобой". Я был в шоке: мы же вместе все начинали! В итоге мы разошлись по-тихому, сумели мирно поделить бизнес и даже аккаунты в соцсетях.
— Можно ли сказать, что сейчас ваш бизнес пошел в гору?
— Да. Благодаря советам моего наставника наша прибыль растет. Я смог открыть магазин и купить машину, чтобы быстро передвигаться по городу. Кстати, мой бывший партнер уже ушел из этого бизнеса.
— Легко ли вести бизнес в Кыргызстане?
— Да, тут действительно хорошие условия для предпринимателей, особенно для новичков. Надо один раз сходить в налоговую, объяснить, чем вы планируете заниматься, и ежемесячно оплачивать патент. Это по силам любому студенту.
— Вы не хотите в будущем работать по специальности — стать госслужащим?
— Пока нет. Если честно, я разочаровался в профессии, ведь это такая рутина! Работа на госслужбе совсем не для меня. Система настолько устоявшаяся, что там трудно продвинуть какую-нибудь новую идею. Молодежи не дают показать себя. В бизнесе же я ничем не ограничен.
Обязательно почитайте историю Максима Хромова, который в 25 лет стал руководителем крупной компании.