Корреспондент Sputnik Лев Рыжков пообщался с триумфатором "Киношока" — режиссером и соавтором сценария фильма "Мунабия" Таалайбеком Кулмендеевым.
Поток призов кыргызскому кино
— Таалайбек Акжолтоевич, вы рассчитывали на Гран-при "Киношока"?
— "Киношок" один из самых авторитетных кинофестивалей на постсоветском пространстве. И участие в нем нашего фильма уже достижение. Не ожидал, что мы попадем в основной конкурс. Я и сам в шоке.
— А в кулуарах фестиваля ничего не говорили?
— Мы туда даже не поехали, так как в рамках Игр кочевников организовывали этноэкологический кинофорум "Менгу". Накануне вечером я только-только приехал с Иссык-Куля и неожиданно узнал о наших призах.
— Кто же тогда забрал ваш приз?
— Исполнительница главной роли в фильме "Ночная авария" Дина Жакоб. Она выходила и по очереди получала все призы за наше национальное кино. И все шесть привезла.
Молодым не понять
— Понятно, что "Мунабия" — это история трагической любви. Но есть ли в этом фильме какой-то скрытый посыл?
— Когда я просил у писателя Казата Акматова разрешения на экранизацию его новеллы "Мунабия", он у меня спросил: "Почему ты хочешь снять этот фильм?". Он был удивлен, что я болею темой, которая волнует и его, — это смена поколений.
Жизненные законы меняются со сменой поколений. Так, как я обращался к отцу, мой сын ко мне уже не обращается.
Происходит это очень быстро, и законы сегодняшней жизни уже противоречат традициям, которые складывались веками, конфликтуют с ними. Вот проблема фильма. Мой герой не может жениться на возлюбленной после смерти жены, и этот вопрос в силу особенностей жизненного уклада неразрешим.
— А сегодня?
— А сегодня он решается просто — богатые берут себе вторую, третью жену. Они могут это себе позволить. Религия отступает. И это не прогресс, это тоже неправильно.
— Где проходили съемки "Мунабии"?
— Мы снимали на южном берегу Иссык-Куля, так как сам из тех мест. Когда я фильм показывал в Корее, меня спрашивали: "Неужели у вас такая красивая страна?". А мы живем и не замечаем красоту вокруг нас. Фильм получился настолько красивым, что некоторые критики говорили: "У тебя не кино получилось, а какая-то китайская картинка". Но я рад, что и жюри, и отборщики оценили мой замысел.
— На каких еще фестивалях, кроме "Киношока", показывали вашу картину?
— Мировая премьера состоялась в Пусане. Это азиатские Канны. И там мы были в основном конкурсе. Потом фильм участвовал в специальных показах в Лос-Анджелесе в рамках Азиатского кинофестиваля. А "Киношок" — уже третий фестиваль. Для дебюта это очень солидный список.
Долгая дорога в режиссеры
— Подождите, вы же председатель Союза кинематографистов республики. И не снимали даже короткометражек?
С 1990 года я в кино. Поработал во многих картинах в качестве администратора. Был директором ленты "Буранный полустанок" по Айтматову. В 2001 году поехал учиться в Италию, окончил там двухлетнюю киноакадемию в Риме. Вернулся и все равно не снимал.
— Почему?
— Потому что всю жизнь я был на административной работе и по приезде взвалил на себя обязанности заместителя председателя Союза кинематографистов. Проработал пять лет директором Дома кино, а потом стал председателем Союза кинематографистов.
— Но вы хотели снимать фильмы?
— Очень хотел. Все время. Но общественная работа не давала заниматься творчеством. Я три года возглавлял киностудию "Кыргызфильм". И так получилось, что в пятьдесят лет наконец снял свою дебютную картину.
— Наверняка и дальше снимать будете?
— Да. Сейчас вместе с коллегами из Узбекистана мы начали работать над проектом "Пегий пес, бегущий краем моря" по повести Чингиза Айтматова. Готов сценарий, собрана съемочная группа.
Дело самих утопающих
— Интересен ли кыргызский кинематограф мировому кинорынку?
Мы все время говорим, что отечественное кино развивается. Но называем только достижения, а о проблемах молчим.
— А какие проблемы самые острые?
— Их достаточно. Фильмы мы производим, но полноценного проката у нас нет, нет дистрибуции, совместных проектов.
— А как же "Пегий пес, бегущий краем моря"?
А то, что мы получили призы и Гран-при "Киношока" в том числе накладывает на нас колоссальную ответственность. Это стимул продолжать снимать национальное кино.