Российский актер Турар Мураталиев стал известен после исполнения роли Китая в картине "Бумер. Фильм второй", где банда под его предводительством едва не убила героя Владимира Вдовиченкова и угнала внедорожник. Но должно было пройти еще 12 лет, прежде чем Турар проснулся знаменитым. Недавняя премьера сериала "Золотая орда", где актер сыграл волевого и непримиримого хана Ногая, сделала его известным на родине, в Кыргызстане, и популярным в России.
Оказалось, практически никакой информации о Тураре Мараталиеве в Интернете нет — он не давал интервью и не заводил страничку в Википедии. Sputnik решил восполнить этот пробел.
"Я родился в городе Фрунзе — тогда столица Кыргызстана называлась так, но прожил там только первый год. Родители — кыргыз и крымская татарка — развелись, мы с мамой переехали к татарскому дедушке в Узбекистан, куда он был сослан. А в 1988 году она снова вышла замуж, на этот раз за москвича, и мы перебрались к отчиму. Так что в столице России я живу уже 30 лет", — рассказывает Мураталиев.
В школе будущему актеру нравились гуманитарные предметы, он уже тогда мечтал стать актером. Однако в 1990-х, когда получил аттестат, эта профессия перестала пользоваться популярностью, и Турар пошел в коммерческий колледж. Но отказаться от мечты не смог — после окончания учебы отправился в недавно созданную театральную студию Алены Роженко "Новый Адам".
Он считает этот период своей жизни путевкой в жизнь. Первое время Мураталиев снимался в рекламе, а затем стал пробоваться на роли в фильмах. Актер выделяет свою работу в картинах "33 квадратных метра", "Желтый дракон", "Папа на все руки". Запомнились ему и съемки в ленте "Бумер. Фильм второй".
"Меня пригласили на 10 дней, но съемки затянулись на 78 смен. В ходе работы над фильмом добавились сценаристы и много чего дописали для моего героя — Китая. Правда, из отснятого материала в картине мало что осталось, но начинающие актеры мирятся с тем, что их "вырезают", дублируют. В этом смысле "Золотая орда" стала настоящей школой. С нами никто не нянчился — сразу надо было идти в бой, уметь на ходу перестраиваться, режиссер Тимур Алпатов часто менял сцену за пять минут. Спасибо ему большое за помощь. Что важно — в фильме остался мой голос", — гордится проделанной работой Турар.
Еще до съемок в картине "Золотая орда" Турар Мураталиев пытался взглянуть на происходящее со стороны. Тогда и пришло понимание, что он хочет не только сниматься, но и снимать. И актер поступил на режиссерский факультет Московского государственного института культуры.
Первое время актер переживал, что азиатская внешность не дает возможности развернуться в российском кино, а потом понял, что это как минус, так и плюс. "Еще столько героических ролей в исторических фильмах не сыграно", — отмечает он. И советует кыргызстанцам, решившим связать свою жизнь с кинематографом, ничего не бояться.
"Хорошим актером можно стать и в областных театрах, при которых, как правило, существуют актерские школы. Там еще осталось наследие советского периода в хорошем смысле этого слова, есть возможность прикоснуться к замечательной актерской школе Станиславского. Главное — много работать и не бояться экспериментировать с техническими средствами. Снимать короткометражки сегодня можно даже на фотоаппараты и телефоны", — уверен Турар.
"Я с удовольствием посмотрел этот пятиминутный вирусный фильм. Коллеги попросили совета, и я им помог. Считаю, что и кыргызстанцы могут так пробиваться в российский кинематограф. Кыргызы — одна из самых талантливых наций. С одной стороны они охотники, с другой — очень творческие люди. Хотя пока кыргызов в российском кинематографе мало, я уверен, что скоро этот пробел будет восполнен", — говорит Турар Мураталиев.