За рубежом этого парня слушают с замиранием сердца — история бишкекчанина

"Ух ты, это мне?" — когда мы предложили пианисту Талгату Аракееву угоститься вафлями, не ожидали, что воспитанник престижной Российской академии музыки имени Гнесиных будет настолько скромен. Во время беседы казалось, что ему неловко перечислять свои заслуги, а их у молодого человека немало.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Проходя мимо афиш с рекламой сольного концерта Талгата Аракеева, никто и не подумает, что он стал музыкантом по воле случая. Пианист мог остаться в Москве и собирать полные залы слушателей, но решил вернуться на родину.

Пианист Талгат Аракеев

— Расскажите о своей семье.

— Музыкантов у меня в роду не было: я родился в семье художников. Мама сейчас шьет одежду на заказ, а брат — ювелир.

В музыкальной школе я оказался совершенно случайно. Соседи с третьего этажа переезжали и попросили меня помочь перенести пианино. Это была любовь с первого взгляда! Все семь дней, остававшихся до отъезда, я просился к ним в гости, чтобы хоть немного поиграть.

Когда пошел в музыкальную школу, мне было уже 12. Сами понимаете, для пианиста это очень поздно: я играл "Елочку" в хоре, где всем по пять-шесть лет. Психологически это было нелегко, к тому же я иногда получал по рукам крышкой инструмента. В первый год хотел все бросить, но потом меня перевели к другому педагогу, и он всерьез взялся за мое обучение. 

— Многие мечтают поступить в престижный питерский вуз или московскую "Гнесинку". Как вам удалось и то, и другое?

Это позор! Когда увидела себя на телеэкране, закрыла глаза — бишкекская певица
— Считается, что русская фортепианная школа — одна из самых сильных в мире. Перед вступительными экзаменами я съездил на прослушивание в Москву и Санкт-Петербург. В северной столице суеты поменьше, да и архитектура города меня покорила, поэтому я выбрал Питер.

Учился шесть лет, а потом вернулся в Кыргызстан, работал в музыкальном училище. Однажды к нам приехал с мастер-классом профессор Московской консерватории, народный артист РФ Владимир Овчинников. Во время творческой встречи он советовал попробовать поступить на ассистентуру-стажировку (аналог аспирантуры у музыкантов).

Так я оказался в очереди поступающих в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Вступительные экзамены проводятся летом, я начал готовиться к ним за несколько месяцев, осенью, занимался 4-5 часов день. Конечно, трудно справиться с волнением, когда вокруг 20-30 человек, каждый из которых жаждет поступить, а выделено всего два-три бюджетных места. Кстати, стоимость контрактного обучения в РАМ — 250 тысяч рублей. К счастью, мне удалось поступить на бюджетное отделение.

 

 

— Жизнь студента в Санкт-Петербурге мне всегда казалась по-хорошему бесшабашной. А как было у вас?

— В общежитии мне поселиться не довелось: на вступительных экзаменах познакомился с музыковедом, у которой как раз была свободная комната. Первые три года было интересно все: отучишься и бежишь на концерт или в музей. Если в Бишкеке приезд музыканта мирового масштаба — редкое событие, то в Санкт-Петербурге это привычное дело. А к пятому курсу я устал от питерского климата — все-таки на родине больше солнца.

— С какими сложностями вы столкнулись во время учебы?

— Если скрипач может просто взять инструмент и тренироваться в коридоре, то нам, пианистам, приходилось вставать в пять утра, чтобы успеть занять класс. В Москве вместе со мной училось много иностранных студентов, китайцы и корейцы приходили раньше всех. Представьте, учебное заведение открывается в шесть, а в пять утра они уже в очереди. Надо было договариваться: "Давай сегодня ты, а завтра я". Вечером то же самое.

Бывает, заходишь в класс, а там студент с шести утра сидит: одной рукой играет, в другой держит булку. В Бишкеке таких проблем нет: классы всегда свободны, можно приехать в любое время и заниматься сколько угодно. 

Пианист Талгат Аракеев

— Как вы справлялись с волнением перед выступлениями?

— Моих питерских сокурсников можно назвать суеверными людьми. От них я узнал, что для пианиста важно не стричь ногти за день-два до выступления, а перед концертом лучше не мыть голову. Ну и как же без пятака в туфле перед экзаменом! Хотя сейчас все эти ритуалы не имеют для меня никакого значения.

— У вас наверняка были ситуации, когда на концерте все шло не по плану и приходилось выкручиваться…

— Форс-мажорных ситуаций во время моих выступлений не было, но другу однажды сильно не повезло. Есть такой предмет — камерный ансамбль: надо аккомпанировать другому инструменту по нотам, не зная материал наизусть. Понятно, что в это время кто-то должен переворачивать страницы, придумана даже специальная должность — перевертмейстер. Так вот, на выступлении моего друга этого человека не оказалось, и ему самому пришлось перелистывать ноты. В итоге он так резко перевернул страницу, что все свалилось. 

Пианист Талгат Аракеев

— Можете назвать самого известного человека, перед которым вам приходилось выступать?

— В этом году я выступал перед представителями стран Шанхайской организации сотрудничества. Концерт был в огромном театре на пять тысяч мест.

— Чем зарабатывает музыкант, исполняющий классику?

— Выбирая эту профессию, все понимают, что она не самая высокооплачиваемая. Много зарабатывают только личности мирового масштаба, а большинство выпускников консерватории — просто энтузиасты. 

Пианист Талгат Аракеев

— Почему вы решили вернуться на родину?

— У меня много планов: сольные выступления и концерты с Академическим симфоническим оркестром имени Асанхана Джумахматова. Я действительно хочу развивать классическую музыку в Кыргызстане.

Обязательно почитайте историю Азизбека Оморкулова: он тоже решил остаться на родине, отказавшись от работы за рубежом.