С тремя детьми, без денег и одежды женщина ушла из дома. Читателям Sputnik Кыргызстан Айнура У. (имя изменено. — Ред.) рассказала, как спаслась от мужа-тирана после 16 лет брака.
— Расскажите о своей семье.
Теперь живу с детьми в городе, мы снимаем квартиру. Это финансово сложно, мне приходится много работать, чтобы обеспечить необходимым нас четверых, но я верю, что справлюсь. Ради детей мне нужно быть сильной.
— Как вы познакомились с будущим мужем?
— Тяжело вспоминать. Я едва успела окончить школу. В тот день мы пошли гулять с подружками, и он тоже был там. Просто пришел и увел. Меня силой привели в чужой дом. Там уже все было готово к моему приходу, сидели его многочисленные родственники и ждали нас.
Как только я переступила порог дома, мне надели платок. Никто не спрашивал, хочу ли я замуж, людям хотелось праздника… До плачущей 17-летней девчонки никому не было дела.
Я видела человека, с которым проживу следующие 16 лет, всего пару раз, мы даже не разговаривали.
— Как ваши родители отреагировали на то, что вас украли?
— В родительском доме меня не ждали — после того как умерла мама, отец привел другую женщину. Мамы не стало, когда я была совсем маленькой, мне едва исполнилось три года, но я помню, как она качала меня на руках… Эти воспоминания бесценны. С мачехой у меня не было душевной близости.
Обидно ли мне? Это было так давно. Наверное, если бы они поступили иначе, моя жизнь была бы другой, но сейчас нет смысла об этом рассуждать. Тем более кража невест начала восприниматься как преступление только в последние годы, а тогда это было нормально.
— Когда муж ударил вас первый раз?
— Это было в первый же день нашей семейной жизни. Мне больно об этом рассказывать, возможно, мои слова для кого-то будут излишне откровенными. Но в первый же вечер он унизил меня. По случаю праздника муж выпил много водки — свадьба же! После того как гости ушли, должна была случиться первая брачная ночь. Я очень боялась, никто мне не рассказывал, что и как произойдет. Когда легли, он был слишком пьян и ничего не смог. Из-за этого обвинил меня в том, что я не девственница.
Муж пришел в бешенство, начал орать на меня, мол, я гулящая и распутная. Обзывал последними словами, некоторые я услышала впервые. Этих унижений ему показалось мало, и он начал бить меня.
Я плакала, оправдывалась, как могла защищалась, но что 17-летняя девчонка может сделать против сильного мужчины? Его родители спасли мне жизнь. Они вывели его.
На следующий день он даже не извинился. Просто вечером мы снова легли в постель, и тогда он понял, что был первым мужчиной в моей жизни. В 18 лет я родила первого ребенка — дочку. Если бы не она, моя жизнь была бы намного сложнее.
Когда я впервые взяла ее на руки после рождения, не смогла сдержаться и расплакалась. В моей жизни, полной слез и боли, появилось маленькое чудо.
— Когда появились дети, муж перестал поднимать на вас руку?
Муж все время ревновал, мне нельзя было общаться с другими мужчинами. Постоянно контролировал, придирался. Когда вышла на работу в государственный садик, он был против. Поэтому пришлось сидеть дома.
— Что стало последней каплей, почему вы ушли?
— Было много всего. Помню, как он захотел интима, когда дети еще не заснули, мы ночевали тогда в одной комнате. Мне было так стыдно, не передать словами. После того как я отказалась, он опять взбесился… Но ушла после того, как он трезвым попытался меня убить.
Муж из-за чего-то разозлился и бросился на меня. Все это видели дети. Как они тогда испугались! Сын выбежал на улицу, начал кричать, просить помощи у соседей, они вызвали милицию. Я могла умереть в тот день. Написала заявление, и его поместили в СИЗО, потом подала на развод.
— Куда вы с детьми пошли после развода?
— У меня не было ни работы, ни денег, ни сменной одежды. Я обратилась в кризисный центр "Сезим", там мне и детям оказали поддержку.
Мне было страшно. Не передать словами, как я боялась этого тирана. Мне казалось, что он найдет нас и вновь начнет издеваться. Психологи кризисного центра помогли мне понять, что, кроме меня, мне никто не поможет, что я не должна терпеть побои только потому, что он отец моих детей.
Сейчас я понимаю, что никто не имеет права бить и унижать нас, что не должна делать то, чего не хочу.
— Как дети приняли ваше решение уйти от мужа?
— Сын скучал по отцу, я не могу запретить им общаться и не хочу этого делать. Мои дети добрые, они любящие и умеют прощать. Недавно сын ездил к отцу, тот наобещал ему много всего, но в итоге не сделал ничего… Мой мальчик был так расстроен.
— Как сейчас обстоят ваши дела?
Потом я прошла вторую ступень так называемого обучения по экономической самостоятельности. Там научилась писать бизнес-планы, подала заявку на грант, и проект закупил для меня морозильную камеру. Я работаю диспетчером в службе муниципального транспорта. Денег на себя и детей не хватает, но с появлением морозильной камеры летом я стала продавать напитки. Теперь зимой замораживаю полуфабрикаты и продаю их, готовлю обеды.
Я могу это делать одновременно с основной работой, поэтому денег стало больше. Снимаю квартиру, на аренду жилья и продукты хватает. Меня ждет много работы — я мечтаю дать образование детям, хочу построить дом, открыть магазин, чтобы дети получили то, чего не было у меня.
У меня должно получиться, мой пример очень поучителен. Можно уйти от мужа-тирана. Я хочу вдохновлять других женщин. Никто не имеет права причинять нам боль, тем более унижать. Женщины не должны терпеть издевательства. Я думала, что живу с тираном ради детей, но кому от этого было хорошо?
Даже после того как мы развелись, бывший супруг не оставляет попыток вернуть меня, но я знаю, что с ним меня ничего хорошего не ждет. И не хочу терять то, что имею сейчас.