В этой светлой комнате почти ничего нет, кроме гнетущей атмосферы и печальных экспонатов, расставленных вдоль стен. Вещи жертв насилия свисают с вешалок, а рядом с ними — бумажные листки с историями, разделившими жизни обычных людей на до и после.
В начале октябре выставка "Во что ты была одета?" привлекла внимание сотни молодых людей — они с ужасом замирали у детских платьев и домашних халатов. Организовала мероприятие Айсулуу Жолдошова — студентка Международного университета в Центральной Азии, в стенах которого и открылась экспозиция.
Почему девушка решила взяться за тему сексуального насилия и с какими сложностями ей пришлось столкнуться во время поиска материалов, Айсулуу рассказала в интервью корреспонденту Sputnik Кыргызстан.
— Уверена, что собранные вещи шокировали многих и заставили ужаснуться происходящему рядом. Какую цель вы поставили перед собой, когда решили организовать выставку?
— Я хотела показать реальность, сломать стереотип, что длинная юбка может спасти от сексуального насилия. Одежда не определяет, кто ты, она не может тебя защитить.
— Такие выставки уже проводились в других странах. Вы вдохновлялись их примером?
— Летом я познакомилась с девушкой, которая учится в Казахстане. Она рассказала, что проводила такую выставку в своем университете, и объяснила, почему это важно. Тогда я подумала: "У нас тоже есть эта проблема, почему бы не организовать похожее мероприятие?". В итоге пришло больше ста человек, представляете! Я не ожидала, что выставка привлечет внимание стольких молодых людей.
— Не каждая жертва изнасилования отважится рассказать, что с ней произошло. Как вам удалось собрать тринадцать историй?
— Собирать материал было сложно: кризисные центры отказывались мне помогать, желая сохранить анонимность своих клиентов. Пришлось искать истории в открытых источниках, где жертвы насилия делились произошедшим с ними в интервью. Однако есть девушка, которая согласилась рассказать мне о тайне из своего прошлого во время личной встречи.
Героиня этой истории была совсем маленькой, когда в первый раз подверглась сексуальному насилию: ей было пять-шесть лет. Брат предложил ей "игру", суть которой девушка поняла, только когда стала взрослой. Это была не детская забава, а изнасилование. Сейчас ей 23, и она продолжает жить с братом в одном доме. Девушка говорит, что не хочет создавать семью.
— Сложно было поднять проблему сексуального насилия, когда для многих эта тема табу? Как ваши близкие отнеслись к идее организовать эту выставку?
Сначала родные одобрили мою идею. Правда, когда выставка приобрела неожиданный масштаб и отовсюду начали приходить отзывы, они стали переживать, сойдясь во мнении, что "лучше бы я не затрагивала эту тему".
— Как думаете, удалось вам повлиять на молодых людей, посетивших выставку?
— Приходили ребята, которые даже не подозревали, что в Кыргызстане есть проблема сексуального насилия. Они думать не думали, что жертвой может стать их младшая сестренка или мать. Когда эти парни подходили к экспонатам, их реакция говорила о многом: шок, смятение, ошеломление… По глазам посетителей я поняла, что их отношение к теме изнасилований изменилось.
— На выставке были представлены детские платья, школьная форма, офисная одежда. Это говорит о том, что нигде и никто не может быть полностью защищен. Было в вашей жизни такое, что вы сами могли стать жертвой насилия?
— В школе ко мне пристал один мальчик. Я могла за себя постоять, так что между нами мгновенно впыхнула драка. А если бы мне не удалось защититься? У многих девочек и девушек просто нет такой возможности…
Самое страшное, что иногда взрослые поощряют подобное поведение! Помню, во втором-третьем классе мы пожаловались учительнице на мальчиков, которые задирали нам юбки и хотели шлепнуть. Сейчас меня бы возмутил ее ответ: "Подними юбку и покажи, что у тебя есть. Они просто хотят посмотреть". Мы растем в такой среде и думаем, что это нормально.
— Во время подготовки вам наверняка пришлось перечитать и пропустить через себя огромное количество жутких историй. Какая запомнилась больше всего?
— Появилось ли у вас желание дальше заниматься социальными проектами?
— Я хочу провести выставку и в других университетах: ко мне уже обращаются ребята из разных вузов. Недавно у меня появилась новая идея — помочь престарелым людям, которые остаются в одиночестве: часто бывает так, что им некому помочь. Пока сложно сказать, как все будет воплощаться, но главное — я знаю, в каком направлении буду двигаться.
Прочитайте лонгрид об изнанке судебных процессов, и вы узнаете, с чем сталкиваются жертвы насилия, решившие добиться справедливости.