"Бурубахайка" из разных запчастей — взгляд на Афганистан с той стороны границы

Колумнист Sputnik Шер Алиев сравнил Афганистан с одним из самых популярных грузовиков в этой стране — "бурубахайкой".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Афганистан напоминает большую, склеенную из разных деталей "бурубахайку" — разукрашенный ржавый грузовик, который мчится по дороге, несмотря ни на что, пишет колумнист Sputnik Таджикистан.

30 лет назад последний военнослужащий Ограниченного контингента советских войск в Афганистане пересек реку Пяндж и ступил на территорию СССР. Докладывая об этом, командующий ОКСВА кривил душой.

Детское лицо войны — 12 пронзительных фото из Афганистана
На самом деле некоторое количество воинов "красной империи" оставалось "за речкой", продолжая выполнять интернациональный долг. Это были военные советники, бойцы подразделений специального назначения и, конечно же, многочисленные рыцари плаща и кинжала.

Но остальные республики Советского Союза вздохнули с облегчением, сочтя многолетнюю военную кампанию близ южных рубежей завершенной. Все, кроме Таджикистана…

В силу своего географического положения любые политические, экономические и военные перипетии в Афганистане обязательно отражались на Таджикистане. Так было, есть и будет. А как иначе, если границу между этими странами в засушливое лето, когда Пяндж мелеет, можно пересечь, не замочив ног выше коленей.

Впервые я увидел таджикско-афганскую границу в выпускном классе. Правда, тогда она называлась границей СССР. Как и везде в те времена, ее охраняли с незыблемой основательностью. Несколько десятков километров в глубь территории Таджикистана назывались "особой погранзоной", на посещение которой требовался специальный допуск.

У моего одноклассника Вадима в этой погранзоне жили дед с бабушкой, к ним он нас и пригласил на обалденную, по его терминологии, рыбалку. Нашей дружной компании из пяти десятиклассников это показалось прекрасным способом отдохнуть на летних каникулах.

Афганистан без России — 30 лет хаоса
Благополучно миновав все многочисленные КПП, мы прибыли в поселок Пяндж. С честью выдержав сокрушительную волну бабушкиного гостеприимства в виде пирогов и торта, завалились спать, чтобы с утренней зарей отправиться наносить ущерб рыбному поголовью района.

Только мы закинули удочки, как стали объектом пристального внимания пограничного патруля. Бдительно проверив наши документы, "зеленые фуражки" протянули руки в южном направлении и предупредили, что там территория сопредельного государства, где нынче (как, впрочем, и всегда) неспокойно, поэтому нам стоит быть внимательней.

В принципе мы и так об этом знали и расслабляться не собирались. Все в прошлом были пионерами и учили наизусть известные строки про "в глубине кармана патроны от нагана и карта укреплений советской стороны". Забегая вперед, могу сказать, что ни одного нарушителя нам тем летом задержать не удалось. Хотя рыбалка, оказавшаяся на самом деле обалденной, с успехом загладила это разочарование.

Окончив вуз, я некоторое время провел, мотаясь вдоль таджикско-афганской границы. Подробностей раскрывать не могу (подписка, чтоб ее), но некоторые аспекты моей деятельности подразумевали командировки по ту сторону реки Пяндж.

Одним из самых сильных впечатлений в этих командировках стали транспортные средства афганцев. Всеобщая нищета диктовала свои условия, в которых им пришлось стать виртуозными механиками, способными собрать нормально функционирующий автомобиль из любого подручного хлама. Например, именно там я увидел поражающий воображение гибрид из советской "Волги" ГАЗ-24 и американского бьюика с частичными вкраплениями "москвича" и "шевроле".

На что ушли миллионы ЦРУ, или Главный просчет Бжезинского
Особых слов заслуживают афганские грузовики. Ржавые, скрипящие, нещадно дымящие и зияющие отсутствием некоторых деталей кузова, но при этом украшенные восточными граффити, старыми, зачастую антикварными коврами и всевозможными безделушками в виде подвесок. Наши называли их "бурубахайками", от афганского аналога пожелания доброго пути "Буру ба хайр".

Их нагружали так, что груды всевозможных тюков и сундуков возвышались на несколько метров над кузовом, а поверх их саранчой облепляли многочисленные пассажиры, счастливые, что им не приходится месить ногами красную пыль, из которой в большинстве своем и состоит афганская земля.

При взгляде на это механическое недоразумение казалось, что оно не уедет дальше ближайшего столба, тем не менее целые караваны таких "бурубахаек" вполне себе успешно пересекали страну вдоль и поперек. Мне казалось, что именно в них кроется разгадка местного менталитета: нечто, невозможное существовать в природе, живет и развивается вопреки всему, приспосабливаясь к любым потрясениям и трудностям.

Сейчас их становится все меньше. Афганистан, превратившийся в последнее время в гигантскую прачечную по отмыванию западных миллиардов, отщипывает от них немалые кусочки, богатеет и может себе позволить покупать настоящие автомобили.

Кроме того, расточительные американцы, выводя части своего воинского контингента, бросают разнообразную технику сотнями и тысячами единиц. Естественно, она также не остается обделенной вниманием благодарных местных жителей.

Там, где ржавеют танки — 10 фото из Панджшерского ущелья Афганистана
Железная поступь прогресса постепенно проникает в Афганистан, правда, на гусеницах бронетехники НАТО и бомбами их ВВС. Вместе с авиаударами, наносимыми иногда по скоплениям мирных жителей, в страну проникают интернет и спутниковое телевидение, новомодные гаджеты и многочисленные частные военные компании в придачу.

Афганцы противостоят одному и с интересом осваивают другое. Им с младых ногтей прекрасно известно понятие коррупции (бакшиш), и они весьма обширно используют псевдогуманитарную помощь Запада для собственной выгоды. И продолжат это делать, пока длится военный конфликт.

Эта страна — огромная "бурубахайка", собранная из разных запчастей, невозможная в природе, но тем не менее успешно едущая вперед, несмотря ни на что.