Оставил работу с зарплатой в $ 5 тыс, чтобы продавать мед, — история кыргызстанца

Сколько европейцы готовы платить за мед "made in KG" и какие трудности ждут предпринимателей, желающих начать бизнес за границей, рассказал директор компании Bal.Honey Саалы Темирканов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Сегодня на прилавках британских магазинов можно увидеть белый мед из Кыргызстана! Полгода назад назад Саалы Темирканов бросил работу в престижной финансовой компании и открыл фирму по продаже меда из КР в Великобритании. К сожалению, первая партия товара до магазинов не доехала — ее пришлось уничтожить…

— Расскажите, как вы перебрались в Великобританию?

— После окончания школы я отправился туда с двумя друзьями, чтобы поступить в вуз. Я с детства интересовался этой страной, ее культурой и историей, учил язык. Удалось поступить в Уэльский университет — один из самых престижных в Британии. Окончил я его в 2011 году, потом посчастливилось работать в крупных финансовых и IT-компаниях.

— Что было самым трудным в чужой стране?

Я три года жил в бедном квартале Индии. У меня был дикий шок — кыргызстанец
— На родине я много лет изучал английский, но, оказавшись в Британии, понял, что мои знания расходятся с реальностью. В Бишкеке учат лишь грамматике и основам английской лингвистики. В первый год я провалил учебу из-за языкового барьера, остался на летний курс. Чтобы полностью освоить британский английский, понадобилось около двух лет.

Другой трудностью была сама жизнь в Лондоне. Это дорогой город: учеба, жилье, питание — все стоит больших денег. Чтобы оплачивать счета, приходилось выкручиваться — мы с друзьями подрабатывали в двух, а бывало, и в трех местах. Уставали, конечно, но не жаловались. Кем я только не был: и официантом, и поваром в японском ресторане... Кстати, именно благодаря работе "подтянул" английский.

Оставил работу с зарплатой в $ 5 тыс, чтобы продавать мед, — история кыргызстанца

— А как вы устроились в крупную финансовую компанию?

— Это было уже после окончания университета. Фирма занималась выдачей кредитов юридическим лицам. Можно сказать, что я нашел работу мечты: маленький дружный коллектив, возможность карьерного роста, офис в пяти минутах ходьбы от Букингемского дворца, зарплата — 50 тысяч фунтов в год (чуть больше 65 тысяч долларов)...

Даже не думала, что будет так выгодно, — история бизнес-проекта бишкекчанки
Не подумайте, что я как сыр в масле катался: чтобы добиться результатов, приходилось трудиться до 8-9 вечера. Мое образование связано с бизнес-администрированием, но профиль работы оказался другим. Первое время я подстраивался под новые задачи и темп. До этого в моей жизни преобладал устный английский, а тут надо было красноречиво и по делу изъясняться в письмах. Когда ты ведешь переговоры с компанией, которая хочет взять кредит в несколько миллионов футов… О, здесь важна каждая мелочь!

— Как же вы решились оставить такую престижную работу?

— Когда я написал коллегам, что ухожу, шеф пригласил меня на разговор. Спросил, хорошо ли я подумал, а потом пожелал, чтобы у меня все получилось. Сказал: мол, если что-то пойдет не так, ты всегда можешь вернуться в компанию.

— Продавать в Великобритании кыргызстанский мед, вместо того чтобы работать в финансовой компании, — это рискованный выбор...

— Я понимаю, что вы имеете в виду, но это решение не было случайным. Моя супруга из Словакии, и несколько лет назад, когда мы были в Кыргызстане, она впервые попробовала белый мед. Жена пришла в восторг, а потом мы задумались: почему бы не продавать такой мед в Британии? Чуть больше года назад я узнал, что аналогичный проект работает в ОАЭ, и понял, что хочу рискнуть.

Это выгоднее, чем покупать квартиры, — о новой бизнес-идее кыргызстанца
Полгода мы анализировали каждый аспект этого бизнеса. На нас лежала большая ответственность: никто еще официально не импортировал в ЕС отечественный мед. Разумеется, я знал о его полезных свойствах, но даже не думал, что он уникален. Мы проверили наш мед в алматинской и бишкекской лабораториях — результаты показали, что продукт абсолютно натуральный, но для европейских потребителей этого было недостаточно. Тогда мы проверили его в британской лаборатории на общую антимикробную активность. В итоге выяснилось, что этот мед можно назвать природным антибиотиком.

— Когда вы только начали бизнес, наверняка было немало сложностей.

— Главной трудностью стала подготовка всей документации, требуемой в Евросоюзе при импорте продуктов питания. Когда мед уже привезли в Британию, пограничная инспекция потребовала специальный документ — сертификат здоровья, который в Кыргызстане тогда не выдавали. Мы дни и ночи изучали правила европейской комиссии и работали с компетентными органами в КР, чтобы получить этот сертификат. Очень благодарны своему поставщику, который помогал решить проблему.

— Что стало с продукцией, пока вы добивались выдачи документа?

— В такой ситуации есть два варианта развития событий: товар либо возвращают, либо уничтожают. Наш мед уничтожили… Это стало мощным стимулом для того, чтобы проштудировать всю необходимую документацию и законодательство.

Оставил работу с зарплатой в $ 5 тыс, чтобы продавать мед, — история кыргызстанца

— Почему именно мед?

— Мы анализировали рынок и поняли, что европейцы стараются вести здоровый образ жизни. Они серьезно относятся к питанию и тренировкам. Многие отказались от сахара, а лучшей альтернативой ему стал мед. Кыргызстанский мед натуральный, нефильтрованный и непастеризованный, в нем много витаминов, минералов и антиоксидантов. Его можно назвать эликсиром здоровья и красоты, и европейцы это ценят.

— Сколько наш мед стоит в Великобритании?

— Семнадцать фунтов за 250-граммовую баночку, это чуть больше 20 долларов. Не самая высокая цена на такой товар, другая компания по продаже меда реализует его за 50 фунтов. Отличное качество и приемлемая стоимость делают нашу продукцию привлекательной для потребителя.

— Вы уехали из Кыргызстана 14 лет назад, но периодически бываете здесь. Сильно ли, на ваш взгляд, изменилась страна за последние годы?

— Знаете, каждый раз, приезжая на родину, я посвящал все время рабочим проектам и не задумывался о переменах вокруг. Этим летом обязательно приеду снова, и, если вам по-прежнему будет интересно, обязательно поделюсь своим мнением.

— Каковы дальнейшие планы?

— Сегодня мы продаем мед в 17 магазинах Лондона и по всей Великобритании — через свой сайт и Amazon. Планируем начать реализацию товара в соседних странах. Завоевывать новых потребителей нелегко, но мы готовы менять стратегию.

У нас есть еще одна "медовая" история — она о студентах-третьекурсниках, у которых было всего 5 тысяч сомов на открытие бизнеса.