Когда в Кыргызстане достроят новое здание Национального центра онкологии и гематологии? В чем причина остановки строительных работ, которые обещали завершить в течение года? Корреспондент Sputnik постаралась найти ответы на эти вопросы.
Толпа в каждой палате
Снаружи кажется, что в детском отделении онкоцентра только недавно закончили ремонт, но внутри о нем уже ничего не напоминает.
Здесь лечат от рака детей разного возраста — от грудничков от подростков. Одни во время нашего посещения спали в обнимку с мамами, другие лежали под капельницами, третьи пристально всматривались в окна, несколько ребятишек играли.
И пациенты, и врачи центра с большим нетерпением ждут окончания строительства нового корпуса. Сегодня в палатах по четверо детей и столько же ухаживающих за ними взрослых. Заведующая детским отделением НЦОиГ Гульмира Жунушалиева говорит, что в таких условиях шансы на выздоровление сильно снижаются.
"Анализы часто показывают, что причиной смерти стал сепсис, то есть различные инфекции. Ведь у наших пациентов сильно падает иммунитет, химиотерапия убивает как больные, так и здоровые клетки. Ухаживающие за ними родственники могут выходить из стационара и таким образом становятся переносчиками инфекций. Детям, получающим химиотерапию, нужны в первую очередь абсолютная чистота и покой, но сейчас мы не можем обеспечить им такие условия. В одной палате находятся не два-четыре человека, как положено, а восемь, и они "обмениваются" инфекциями", — рассказала Жунушалиева.
Мы вместе прошлись по коридорам больницы, заглянули в палаты. Сегодня в отделении, рассчитанном на 35 пациентов, лечатся 45. У детей и взрослых общий туалет, на всех ребятишек одна душевая. Родственники спят кто где: на одних кроватях с детьми (если помещаются) или на полу.
"Я могу спать где угодно, главное — чтобы мой ребенок выздоровел. Только это важно", — заявил мужчина, которому приходится делить палату с четырьмя детьми и тремя женщинами.
По словам Жунушалиевой, в онкоцентрах соседних стран совершенно другие условия.
"В каждой детской палате должны быть душевая, гардероб, кровать для ребенка и диван для ухаживающего за ним взрослого. Мы участвовали в подготовке проекта строительства нового здания и сказали о своих требованиях. Планируется, что в этом корпусе больше мест выделят именно детскому отделению, там будет новая аппаратура. Например, сейчас мы не можем проводить операции по пересадке костного мозга, а если появится специальное оборудование, наши врачи научатся их делать", — отметила завотделением.
Нет денег в бюджете?
Фундамент нового здания онкоцентра заложили осенью 2017 года, строительство начали в 2018-м. Корпус рассчитан на 150 койко-мест: сотня — для детей, остальные — для взрослых. Однако строительные работы приостановили в мае прошлого года.
"Строительство до сих пор не возобновлено. Надо ли говорить, как мы этого ждем? Но на все вопросы может ответить только Госагентство архитектуры и строительства", — сказал глава НЦОиГ Эрнис Тилеков.
Руководитель Департамента гражданского строительства при Госархстрое Адилет Абдыкадыров объяснил, почему приостановили возведение нового корпуса центра.
"Сначала планировали, что это здание будет семиэтажным, но из-за нехватки бюджетных средств финансирование прекратилось и строительные работы тоже. Для семиэтажного центра требовалось около 600 миллионов сомов. В прошлом году мы подготовили проект четырехэтажного здания, подсчитали смету — теперь необходимы 364 миллиона. Проект направлен в правительство. Как только решится вопрос финансирования, строительство возобновится", — заверил Абдыкадыров.
В пресс-службе кабмина попросили прислать официальное письмо по этому поводу. Мы обещаем опубликовать информацию, как только получим ответ на свой запрос.