Николай Храмцов — один из самых опытных гинекологов в Кыргызстане. Он лечит женщин уже 44 года. Доктор рассказал Sputnik Кыргызстан и об эпохе криминальных абортов, и о современных женских напастях.
— Вы ведь начали работать еще в советские годы, верно?
— Да, я устроился в роддом в 1975 году. Через девять лет меня отправили в Конго: советские врачи тогда часто ездили в Африку. Особенно в этом преуспели доктора из Киргизии, ведь некоторые с детства знали несколько языков и выучить еще один было несложно.
— Какими были ваши впечатления от Конго?
— Я думал, что, приехав туда, увижу людей в набедренных повязках, но все оказалось иначе. Это очень цивилизованная страна. Тогда на весь Фрунзе было всего несколько машин, а там автомобили уже заполонили улицы. Я даже удивился: почему Советский Союз помогает этому государству?
— В Африке высокий уровень заболеваемости различными инфекциями. В некоторых странах каждый пятый человек заражен ВИЧ...
— А что насчет местных традиций? Они вас удивили?
— Была одна такая. Как-то я увидел, что по улице едет машина, а люди выстроились в ряд и поют. Спросил местного жителя: "Это что, свадьба?". Он нахмурился и ответил: "Ты разве не видишь? Гроб везут". Оказалось, так конголезцы провожают в последний путь.
— Проблемы тамошних женщины чем-то отличались от проблем местных пациенток?
— Не особо, во всем мире у женщин примерно одинаковые болезни. Хотя одна дама мне запомнилась: когда ее привезли в больницу, из шейки матки торчала деревяшка. Я пытался понять, что происходит, а медсестры шептались: дескать, криминальный аборт. Оказывается, женщины в Конго практиковали такой способ избавления от нежелательной беременности: вводили внутрь кусок какого-то дерева, он разбухал, воды отходили, и плод погибал. Это грозило воспалением, сепсисом, бывали и смертельные случаи.
— Я читала, что и в советской Киргизии было много криминальных абортов.
— Да, тогда ведь все зависело от мужчин. Противозачаточных таблеток не было, а отечественные презервативы казались мужчинам ужасно неудобными. Женщины боялись ходить к докторам, так как это влекло за собой огласку — прослыть гулящей в советское время не хотелось никому. Отсюда и криминальные аборты.
Я помню, как сдавал в Минздрав отчет: за год в больницу обратились 257 женщин с проблемами, которые стали последствием криминальных абортов. Главный гинеколог кричал: "Ты зачем Киргизию позоришь?! Страна маленькая, а тут такие цифры!". Тогда во Фрунзе проживали всего около 400 тысяч человек.
— А как женщины избавлялись от нежелательной беременности?
— Что только не делали! Самое безобидное — подолгу лежать в ванной и парить ноги. Но при таком способе выкидыш маловероятен.
Абортами занимались и те, кто не имел никакого медицинского образования, но поймать их было сложно. Хотя врачи в таких случаях каждый раз вызывали милицию, пациентки предпочитали хранить молчание.
— Какие-то необычные случаи были?
— Да. Один раз к нам привезли женщину с начавшимся абортом. Она поругалась с мужем и на шестом месяце беременности проколола себе плодный пузырь. Нам, конечно, соврала, что разгружала уголь и у нее отошли воды. Произошел выкидыш, плод весил всего 480 граммов — тогда у него не было шансов выжить (даже сейчас кыргызстанские медики выхаживают детей весом не меньше 500 граммов. — Ред.). Хорошо помню, что это случилось в субботу. Когда я пришел на работу в понедельник, медсестры спросили: "А что с ребенком будем делать?". Я даже не сразу понял, о чем они...
Оказалось, этот малыш выжил! Его положили в кувез, подключили кислород, кормили… Мы срочно перевели ребенка в детскую больницу, а спустя пару месяцев та женщина пришла за справкой о рождении.
— Давайте поговорим о современных девушках. Чем они отличаются от советских?
— Они гораздо тщательнее следят за своим здоровьем. Лучше разбираются в способах контрацепции. Появились ведь и оральные контрацептивы, и спирали — поставила на пять лет, и можно расслабиться.
Болезни тоже стали другими, ведь каждые 20-25 лет микрофлора меняется. Советские женщины страдали от стафилококка, гнойных воспалений труб и яичников. Сейчас широко распространены новые инфекции — хламидии и микоплазма. Они протекают бессимптомно, образуя спаечный процесс в малом тазу. После этого маточные трубы становятся непроходимыми, и женщина не может забеременеть. Некоторые решаются на экстракорпоральное оплодотворение. Это тоже негативно влияет на плод, и прежде чем забеременеть, пациентка должна полностью обследоваться.
— Кыргызстанки стали рожать позже. Сегодня многие становятся мамами в возрасте старше 30 лет. Это как-то влияет на здоровье детей?
У меня была пациентка, которая рожала первого ребенка в 46 лет, сделав ЭКО. Не знаю, о чем она думала все эти годы...
— На что чаще всего жалуются ваши пациентки?
— Пожилые — на выпадение матки. Это происходит, если у женщины много детей или были разрывы при родах. Молодые поступают в больницу с внематочной беременностью, кистами и миомами. Кстати, сейчас миомы матки сильно "помолодели". Раньше они появлялись ближе к сорока годам, а теперь нередко бывают и у тридцатилетних. К сожалению, никто не знает, почему это происходит.
— На форумах кыргызстанки часто спрашивают, как уговорить врача сделать кесарево сечение, даже если нет показаний. Девушки думают, что это безопаснее, чем естественные роды.
— Все должно быть только по показаниям! Естественные роды всегда лучше, ведь ребенку тоже нужна подготовка, чтобы прийти в этот мир. Нет ничего лучше того, что задумано природой.
Обязательно почитайте историю фельдшера МЧС Махабат Назарбековой. Она рассказала о том, что очень полезно знать всем молодым родителям.