Алтынай решила стать программистом, когда эта специальность еще не была столь популярной. По ее словам, даже сейчас профессионалов такого профиля катастрофически не хватает и работодатели буквально охотятся за ними. Однако стать IT-специалистом может далеко не каждый…
— Скажите честно, почему вы выбрали эту профессию? Просто вовремя смекнули, что в недалеком будущем программисты начнут зарабатывать больше всех?
— Нет, когда я поступала, даже не догадывалась об этом. Просто мой папа — инженер-электронщик, и я с детства была окружена компьютерами. Кроме того, в школе мне нравились точные науки — математика, физика. Математический склад ума очень помогает в такой профессии.
— Чтобы стать программистом, обязательно нужно получить высшее образование, или хватает коротких курсов и обучающих роликов на YouTube?
— Все зависит от того, кем именно вы хотите работать. Есть много самоучек, которые, как правило, становятся узкими специалистами. Они просто пару лет тратят на изучение языка программирования и немного практикуются — этого хватает, чтобы заработать на жизнь. Однако если вы хотите стать инженером, который полностью понимает все процессы, надо окончить вуз по специальности.
— Вам сложно было освоить профессию?
— Да. В университете я посещала все занятия, была очень старательной, но одного трудолюбия тут недостаточно. Нужно постоянно решать задачи, знать алгоритмы. Часто бывает так: поступает в вуз человек, которому родня все уши прожужжала, какая это классная профессия — программист. Он учится, старается, но все равно не понимает сути... Видимо, поэтому многие студенты уходят после второго–третьего курса.
Никто не становится IT-специалистом "по блату". В этой среде не важно, чей ты родственник. Важно лишь то, что ты умеешь.
— А что насчет зарплат бишкекских программистов?
У меня все зависит от проекта. Например, за одну работу я получила 5 тысяч долларов, но такое случается не каждый месяц. Эти зарплаты оправданы, ведь речь идет о тяжелом умственном труде и постоянных переработках.
— Считается, что программирование — совсем не женская профессия...
— Да, мне даже мама говорила, что это тяжелая специальность, которая не подходит для девушки. В чем-то она была права: программист слишком много сидит за компьютером, и у него совершенно не остается времени на общение с людьми. С другой стороны, это идеальная работа для примерных жен и матерей, ведь ее можно делать дома. Я сама стала фрилансером, когда находилась в декрете.
— Идея быть фрилансером привлекает многих: работаешь дома, в своем темпе, никто тебя не контролирует…
— На самом деле отсутствие контроля — скорее минус, чем плюс. Не так-то легко самостоятельно организовать свою работу. Кроме того, ты должен сам находить проекты, подбирать команду, и это тоже непросто. Сейчас меня находят по "сарафанному радио", то есть по рекомендации заказчиков. Однако у новичков такого преимущества нет, и им приходится постоянно отслеживать тендеры и сайты для фрилансеров.
Есть и риски: работая в компании, ты гарантированно получаешь в конце месяца зарплату. Фрилансерам же не всегда попадаются добросовестные заказчики, иногда можно вообще ничего не получить за работу.
— Стоит ли нынешним школьникам учиться на IT-специалистов? Может, через несколько лет выяснится, что программистов в стране слишком много и они уже никому не нужны.
— Как относятся к кыргызстанским программистам иностранные заказчики? Наши ребята вообще ценятся?
— Думаю, да. Хотя в этой сфере нет никаких предубеждений относительно страны. Заказчики смотрят лишь на твое портфолио и на то, как ты выполнил тестовое задание.
— Какой собственный проект вам нравится больше всего?
— Это проект Technovation Challenge, который мы ведем с Айнурой Сагын. Я работаю над ним уже три года. Это программа обучения на онлайн-платформе для девочек 10-18 лет из разных стран. Они изучают основы программирования, делают прототипы мобильных приложений.
Проект реализуется каждый год: с сентября мы набираем участниц, а в январе начинается трехмесячная учебная программа. Потом работы учениц оценивает жюри. Двенадцать лучших команд отправятся в Калифорнию, а три победительницы в итоге получат финансовую поддержку.
— Многие компании обращаются к программистам, чтобы сделать собственный сайт. Однако, узнав расценки, некоторые удивляются: мол, почему так дорого?
— Если речь идет о сайте-визитке, вообще не нужно никого нанимать. Есть готовые конструкторы, которые позволяют любому желающему создать простенький сайт. Однако, если вы хотите что-то более продвинутое, без программистов не обойтись. Иногда для разработки сайта требуется целая команда специалистов.
— Как вы думаете, почему некоторые программисты покидают Кыргызстан?
— Есть многие проектов, где невозможно работать только по интернету, а обязательно надо посещать какие-то собрания. Кроме того, молодежь всегда ищет что-то готовое. Все хотят прийти в крутую компанию и просто зарабатывать. Вот только и у нас в стране много сфер, где надо приложить усилия, чтобы чего-то добиться. Нельзя ждать, пока кто-то вместо тебя превратит страну в рай.
Обязательно почитайте историю бишкекчанки, которая оставила выгодный бизнес, чтобы стать госслужащей.