Бактыгуль Аскералиеву знают даже в самых отдаленных уголках Кыргызстана. Девушка уже несколько лет ввозит в страну препараты для почвы и растений. Бактыгуль начала с крохотной партии, а теперь снабжает удобрениями и лекарствами сразу несколько государств!
— Столичные девушки редко становятся агрономами. Почему вы выбрали эту профессию?
— Я всегда хотела учиться в Кыргызско-Турецком университете "Манас". Сначала думала, что отучусь там на журналиста. Однако потом испугалась, что не пройду по результатам экзаменов. Подружки как раз посоветовали подать документы на "агрономию": среди студентов это не очень популярное направление.
В конце концов на "журналистику" меня не взяли, а вот на "агрономию" удалось поступить. Сначала думала, что позже смогу перевестись на другую специальность, но потом привыкла.
— Сложно было учиться?
— Судите сами: на подготовительном курсе нас было 40 человек, а в итоге дипломы получили всего шестеро.
Мы должны были досконально изучить химию, биологию, точно понимать, какие у растений есть вредители и болезни, как с ними бороться.
— В Кыргызстане агрономы невероятно востребованы, верно?
— Да, их катастрофически не хватает! Расскажу о ситуации, которая произошла 4 года назад. Тогда по всей стране прокатился тепличный бум. Люди стали повально возводить теплицы, вот только не оказалось грамотных специалистов, которые бы знали, как это делать.
В итоге агрономов стали приглашать из-за рубежа. Нередко они получали за свои консультации по 3 тысячи долларов в месяц! А что вы думали? Это недешевое удовольствие.
Беда в том, что некоторые, пользуясь незнанием фермеров, продавали им ненужные препараты по безбожно завышенной цене. Например, пачку удобрения за 5 долларов они умудрялись продавать по 45!
— Легко ли вы нашли работу по окончании вуза?
Мне помог случай: на одной из сельскохозяйственных выставок я познакомилась с представителями турецкой компании, которая торговала техникой для работы в поле.
Мне удалось поработать там только полгода. К сожалению, это занятие не для девушки: как бы хорошо ты ни разбиралась в технических характеристиках товара, мужчины-фермеры все равно не будут тебя воспринимать. Наш менталитет к такому пока не готов.
Четыре года назад я устроилась в турецкую компанию, которая производит препараты и удобрения для фермеров. Стала много ездить по стране и обнаружила ужасные вещи.
Как-то я увидела целое поле гниющей капусты. Его владелец поведал грустную историю: "За килограмм капусты дают жалкие 30 тыйынов. Чтобы вырастить ее, мы и так уже вложили много труда, а если я соберу урожай и повезу его на базар, то потеряю еще больше. Пусть лучше тут гниет".
Я осознала, насколько это тяжелый труд, как здесь много рисков. Видела, как люди становились банкротами: они вкладывали все деньги и силы, чтобы вырастить урожай, но потом появлялся неизвестный вредитель и уничтожал все.
Кроме того, около 96 процентов всей нашей агрохимии произведено в Китае. Разумеется, очень сложно отследить качество товара, так что фермерам часто приходится действовать на свой страх и риск. Я решила наладить поставки из Турции, чтобы наши земледельцы могли по доступной цене покупать качественные удобрения.
— Можно сказать, что кыргызстанцы оценили ваш товар?
— Да. Первая партия стоила 50 тысяч долларов, и надо было срочно ее продать. На тот момент у меня не было ни офиса, ни команды — только 200 коробок, телефоны фермеров и паника: зачем я в это ввязалась?
Даже не ожидала, что будет такой спрос! За 2 месяца я продала удобрений на 30 тысяч долларов. Тогда смогла нанять еще двоих сотрудников.
Сейчас у меня уже многомиллионный бизнес: я поставляю продукцию еще и в Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. Мы возим товар фурами. Меня знают фермеры всего Кыргызстана, хотя я ни сома не потратила на рекламу.
— Я часто слышу, что у нас экологически чистая продукция. Дескать, у фермеров нет денег на химические препараты и поэтому у нас все просто прекрасно.
— Это совершенно не так! Сразу скажу, что почти каждый фермер спрашивает у меня селитру и аммофос. Какая тут органика? При этом, если по правилам нужно использовать всего 150 килограммов селитры на гектар, у нас применяют до 500 килограммов! Конечно, все это потом накапливается в почве.
Нужно отметить, что фермеры активно пользуются интернетом и в курсе всех современных новинок. Сейчас можно легко купить любые препараты.
— При этом мало кто знает, как правильно их применять!
— В этом и проблема, агрономов у нас практически нет. Каждый покупатель упрашивает меня проехать с ним на поле, обещая щедро оплатить консультацию.
Приведу пример с яблоками. Обыватель считает, что если на фруктах нет следов от червяков, то это какой-то химический и вредный продукт. Но, с другой стороны, никто не хочет покупать червивое яблоко! На самом деле этот подход давно устарел. Если обработать препаратами сад, когда плоды еще величиной с нут, то вредители исчезнут, а от химикатов через 20 дней не останется и следа.
Все эти удобрения надо использовать вовремя, а у нас как: вредитель уже доедает урожай, а фермер заливает поле химией, отчаянно пытаясь спасти хоть что-то.
— Можно ли выращивать фрукты и овощи, не используя вообще никаких препаратов?
— Если только для личного пользования. Когда речь заходит о крупных объемах, то там так или иначе заведутся вредители. Вообще-то под словом "органические" подразумеваются продукты, которые вырастили с использованием натуральных удобрений, изготовленных из растений. Они в 3-4 раза дороже обычных.
— От наших фермеров можно услышать, что почва в Кыргызстане "болеет". Вы с этим согласны?
— У нас отличная плодородная почва, они в других странах землю не видели! Просто к ней надо относиться бережно. Представьте, что вы год за годом на одном и том же участке сажаете картофель. Постепенно в почве накапливаются паразиты, которые атакуют только картофель, это значит, что урожай будет все хуже и хуже.
Если же в следующий раз посадить там зерновые, а потом свеклу, кукурузу или бобовые, то количество болезней снизится. Нашу землю можно спасти!
— Назовите главную проблему кыргызстанских фермеров.
— Сбыт. Людям просто некуда девать урожай. Например, сейчас можно сажать яблоневые сады. Еще пару лет назад мы продавали фрукты в Россию и Казахстан, а сейчас они и сами могут себя обеспечивать.
Вы уже знаете, что такая же ситуация происходит с картофелем. Из-за того что мы не можем продать его за рубеж, он фактически гниет на складах. Нужно, чтобы государство помогало фермерам, потому что в одиночку решить проблему невозможно.
Трудность еще и в том, что люди не понимают, что нужно сажать. Наши фермеры как будто слепы. Очень важно, чтобы госорганы пришли им на помощь: все-таки в селах проживает 66 процентов населения страны.
Спартак Подоляк тоже занимается сельским хозяйством. Он рассказывает, что его яблоневый сад гораздо выгоднее, чем покупка квартиры.