Сыновья первого директора заповедника Сары-Челек в ужасе от его состояния

Когда сыновья первого руководителя Сары-Челекского заповедника вернулись сюда через много лет после отъезда и стали спрашивать, куда делись животные, им ответили коротко: во всем виноваты люди. Туристы приезжают в Сары-Челек, чтобы насладиться природой, но наносят ей колоссальный ущерб.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В международных путеводителях одним из главных богатств Кыргызстана называют нетронутую природу. Для страны это не только украшение, но и ресурс. Сыновья первого директора Сары-Челекского государственного биосферного заповедника Николая Виноградова — Алексей и Александр Виноградовы — рассказали Sputnik Кыргызстан, как государство раньше заботилось о сбережении своих природных богатств и что происходит сегодня.

— В этом году заповеднику Сары-Челек исполняется 60 лет, а 40 лет назад он был внесен в список биосферных заповедников ЮНЕСКО. Расскажите о династии лесоводов, которая внесла огромный вклад в сохранение природного богатства Кыргызстана.

Алексей: Все началось с нашего деда Александра Сергеевича Яблокова. Он был выдающимся лесоводом-селекционером, доктором сельскохозяйственных наук, академиком ВАСХНИЛ и лауреатом Сталинской премии СССР. Занимался селекцией растений-эндемиков в Кыргызстане, на Кавказе, Украине и в Крыму. 

Сыновья первого директора заповедника Сары-Челек в ужасе от его состояния

Наша мама Валентина Яблокова окончила Московский лесотехнический институт и вышла замуж за выпускника того же вуза Николая Виноградова. Дед поспособствовал тому, чтобы их отправили в командировку в Кыргызстан. Родители занимались изучением, улучшением и преумножением насаждений грецкого ореха в Сары-Челеке. Эти леса до сих пор дают хорошие плоды.

— Расскажите, в чем уникальность лесов на юге нашей страны?

Александр: В их реликтовости. Когда человек начинает бездумно вырубать лес, он утрачивает свою уникальность и становится просто частью дикой природы. Чтобы избежать этого, в годы СССР на территории Кыргызстана специально создали дендросады. А сейчас реликтовые ресурсы потребляют бездумно... 

Сыновья первого директора заповедника Сары-Челек в ужасе от его состояния

— Вы имели возможность наблюдать за тем, как раньше обстояли дела в Сары-Челеке и как они обстоят сейчас. Разница слишком большая?

Алексей: Наш отец был первым директором заповедника, его назначили в 1969 году. Первое, что сделал тогда коллектив, — закрыл все 23 тысячи гектаров для посетителей. Команда поставила перед собой задачу "находиться здесь и смотреть на дикую природу через окошко". Однако полностью достичь этого не удалось: на левом берегу стояла дача, где отдыхали чиновники и высокие гости. Приезжали довольно приличные люди и культурно проводили время. За этим следил сам директор. 

Сыновья первого директора заповедника Сары-Челек в ужасе от его состояния

К Сары-Челеку всегда относились бережно. Это была настолько заповедная зона, что кабан спокойно приходил пожевать орешину возле нашего дома. Можно было услышать рев медведя, понаблюдать за косулями и зубрами...

Как австриец променял Вену на Бишкек — о любви и об экологии
Когда мы вернулись в заповедник через много лет и стали спрашивать, куда делись животные, нам ответили, что во всем виноваты люди. Они приезжают в Сары-Челек, чтобы насладиться природой, но наносят ей колоссальный ущерб. Например, мы встретили туристку, которая положила в карман яйцо какой-то птицы. Зачем она это сделала?! Люди лишают зверей и птиц естественной среды обитания. Кстати, мы побывали только в самом начале заповедника, а когда попросили отвезти нас к озерам, услышали, что "машины туда не ездят". Однако я видел дорогу.

— Вы ведь приехали в Кыргызстан не для того, чтобы предаться воспоминаниям, а чтобы восстанавливать природные богатства Сары-Челека. Что именно планируете делать?

Алексей: На совещании с руководством заповедника мы предложили свою помощь. Александр и наша сестра Елена — кандидаты сельскохозяйственных наук, я — военный. Было принято решение сформировать группу неравнодушных граждан, уже работает экологическое объединение, подготовлена специальная программа. Причем мы говорим о возрождении не только Сары-Челека, но и всех природных богатств Кыргызстана. Еще немного бездействия — и страна потеряет реликтовые ореховые леса, барса, марала… 

Сыновья первого директора заповедника Сары-Челек в ужасе от его состояния

— Госструктуры твердят о нехватке финансирования. А что вы считаете причиной проблем?

Алексей: Жители села Аркыт готовы лично охранять богатства Сары-Челека, но вопрос в организации этой деятельности. Главная проблема — безработица: если человеку не на что жить, разумеется, он будет эксплуатировать природу. Другая проблема — образование: его качество требует серьезного улучшения. В Кыргызстане на одну сотню жителей приходится один доцент, а на тысячу — один доктор наук… Но толку никакого, леса гибнут. Чем занимаются все эти специалисты?

Эколог рассказал об угрозах экосистеме Иссык-Куля
Предложение простое — создать агрохолдинг, высадить саженцы в окрестностях Сары-Челека. То есть не эксплуатировать заповедник, а посадить вокруг леса и пользоваться ими. И что значит "нет финансирования"? Деньги нужно зарабатывать. Один знакомый бизнесмен сетует на плохие дороги к заповеднику: мол, туристам неудобно. А то, что в соседнем селе нет вообще никакого сервиса, нормально?

Раньше население Аркита составляло порядка 60 семей, сейчас там живут 1 200 человек. За счет чего они должны существовать? За счет зарплат, которые им не платят? Они собирают орехи, один мешок несут леснику, а остальное — на продажу. Животным просто ничего не остается. 

Сыновья первого директора заповедника Сары-Челек в ужасе от его состояния

— Возможен ли интеллигентный туризм на охраняемых территориях?

Алексей: Конечно, мировой опыт это доказал. Например, в Таиланде нет дикого туризма: ситуация контролируется настолько, что, если отломить кусочек какого-нибудь коралла, можно угодить в тюрьму. Так должно быть и здесь. Туризм — это хорошая статья доходов, но организовать его надо грамотно.