Алтынбек Касымбаев работает в странах Персидского залива режиссером и продюсером. Корреспондент агентства Sputnik Кыргызстан взял интервью у соотечественника.
— Поскольку вы работали на арабских телеканалах, не могу не задать вопрос, в чем, на ваш взгляд, разница между нашей и тамошней журналистикой?
По сравнению с ними у нас положение намного лучше. Я бывал во многих странах, но такой свободы, как у нас, нигде не встречал. Знакомый журналист в интернете немного покритиковал действия властей в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах, и его осудили на 25 лет. Сейчас он скрывается в Великобритании. Короче говоря, там под контролем не только государственные телеканалы, газеты, но и социальные сети. Журналисты не могут вникать в проблемы, связанные с правительством, занимаются только мелкими вопросами.
— Значит, у них нет такого понятия, что журналистика — это четвертая власть?
— Нет. Так уж сложились традиции, менталитет и понятия местного населения. Это не то чтобы плохо или хорошо, просто кувейтцы несколько лет назад испытали на себе ужасы войны и поэтому желают только мира и спокойствия. Народ сам не хочет выходить на улицы и участвовать в каких-то акциях протеста. Для них стали поучительным уроком события, произошедшие в последние годы в соседних странах.
— Значит, в Кувейте нет СМИ, финансируемых из-за границы?
— Есть такие. Но и они работают так, чтобы не нарушать хрупкий мир в стране.
— Теперь давайте поговорим о рекламной отрасли, в которой вы трудитесь уже долгое время. Расскажите о вашем месте работы.
— Наше рекламное агентство одно из крупнейших в Персидском заливе. Мы используем самую современную технику, стараемся создавать ролики, которые не под силу другим рекламщикам. Чтобы отличаться, используем дроны, камеры, различные виды кранов. На съемки тратятся большие деньги, ролики снимаем так, будто это фильмы.
— За какое время снимается рекламный ролик и сколько он стоит?
— В основном мы выпускаем ролики продолжительностью 30 секунд или минуту. Стоимость одного рекламного продукта от 10 тысяч долларов, она может меняться в зависимости от популярности актеров, от мест, где они снимаются. Иногда для съемки одного видео приходится ездить в четыре-пять стран. Как-то в Катаре открывалась большая организация, и нам поступил заказ на рекламный ролик продолжительностью чуть больше минуты. Мы снимали его более чем в десяти странах, работа заняла больше года. Мы уточняли, в какое время, в какой сезон надо ехать в ту или иную страну. В Кыргызстане на вершинах заснеженных гор снимали на видео 5-6 человек верхом на лошадях.
— И сколько он стоил?
— Этого я сказать не могу, но стоимость была очень высокая.
— Арабы, наверное, не жалеют денег на рекламу?
— Клиенты нашего агентства выдвигают особые условия. И нам надо снять так, как не смогут это сделать другие.
— Вы часто приезжаете в Кыргызстан?
— Раньше приезжал на родину один-два раза за 2-3 года. Последние два года мы сняли здесь 4-5 роликов, столько же телепередач. Например, в 2018-м для одного иностранного телеканала снимали в Кыргызстане 30-серийную передачу. Особенность ее была в том, что она снимается с благотворительными целями ежегодно в разных странах.
— Почему вы начали вести съемки именно в Кыргызстане?
— В основном мы снимаем рекламу, телепередачи, адресные ленты по заказу. В последнее время съемки стали проводиться в Кыргызстане, потому что природа очень подходит под некоторые фильмы. Кроме этого, у нас легко найти недорогих специалистов. Есть, оказывается, сильные кадры, окончившие вузы в Америке и России.
— Значит, вы активно рекламируете Кыргызстан в арабских странах?
— Не то чтобы рекламируем, просто показываем природу и народ.
— Как человек, много лет работающий в сфере рекламы, какой совет можете дать молодым коллегам?
— Чтобы снять один рекламный ролик, мы проходим несколько ступеней: написание сценария, поиск площадки для съемок, монтаж, изменение голосов, использование музыки и тому подобное. Специалисты, выполняющие эту работу, должны ежемесячно учиться чему-то новому, в противном случае они не будут конкурентоспособны. А наши думают: если научился снимать, то все — большего и не надо.
— Вы планируете вернуться в Кыргызстан?
— Я бы давно вернулся на родину, ведь нет ничего лучше нашей природы, блюд, культуры, народа. Но в Кыргызстане я не смогу найти работу, которая мне нравится. Даже если открыть свою фирму, она не окупится. Это я уже проходил — не получается. Поэтому работаю за границей. Может, потом, когда киноиндустрия в нашей стране будет развитой, приеду и буду работать.