Сначала тревожные новости. Только что проявился самый дикий и скандальный из всех эффектов сериала HBO "Чернобыль", пишет обозреватель РИА Новости.
Как сообщают мировые СМИ, в город-призрак Припять, куда раньше приезжали в основном фанаты сталкерных игр и искатели гигантских крыс, потянулись самые жуткие мутанты нашего времени. Это инстаблогеры, бессмысленные и беспощадные. В первую очередь, конечно, их украинская разновидность — ей ехать ближе. Но обнаружились и другие, даже тайваньские (и не надо думать, что наши, американские или китайские вариации этих мутантов чем-то отличаются).
Вот с блогера-дивчины, стоящей на фоне мертвых окон, спадает белый "комбинезон радиационной защиты", и она остается, вся стройная и загорелая, в одних беззащитных белых трусах.
Вот спортивный блогер-пацанчик в абибасе "делает бицепс" и заодно показывает растяжку на фоне самого трагического из чернобыльских символов — ржавого колеса обозрения в парке аттракционов.
Еще дивчина в покинутой зоне кокетничает со знаком "Осторожно, радиация!".
Еще одна, в топике и татухах, трагично запрокинула голову среди покинутых кварталов.
Еще одна, призывно выставив взрослую привлекательность, позирует на детских качельках.
Вот снова мужественный пацанчик. Он как бы сталкер как бы в комбинезоне: он сурово осматривает пустой город с крыши.
...Все это — пошлятина настолько невероятная, настолько далеко и бесстыдно вывалившаяся из декольте морали и элементарного вкуса, что о ней явно стоит поговорить отдельно. Потому что на самом деле ее чернобыльская вариация — просто самая яркая часть большого и в общем угрожающего явления.
Дано: довольно крупное (и отчасти процветающее) поголовье современников, чья профессия, образ жизни и призвание — запечатлевать себя в эксклюзивных или актуальных обстоятельствах. А лучше одновременно и в тех и в других.
И да, какие-то смутные представления о том, что перед ними как бы место трагедии, до инстазвезд все же дошли. Поэтому под своими стриптизами и шпагатами они пишут: "Я в Чернобыле! Какая это была страшная трагедия!!! Печаль (((( За столько лет ничего не изменилось! Ужасное преступление перед природой и планетой, за которое никто не понес наказания!" — и прочие, по их безмозглому мнению, подходящие случаю буквы (на самом деле нет).
Почему эти люди табунами прискакали в Чернобыль делать именно стриптизы и шпагаты и писать безумно неуместный пафос, к сожалению, понятно. Потому что стриптизы, шпагаты и пафосная пошлятина — это все, что они умеют.
Но отметим: они это умеют, потому что именно этому учились. Эти их шпагаты с пошлятиной уже сами по себе стали отдельным современным искусством, так как они востребованы. Окупающимся искусством это сделали не они, а сама логика того, что принято называть "развитием массовых коммуникаций".
Надо признать печальную истину: сейчас проявляются все, в том числе страшные, эффекты такого развития. Суть медийного пространства сегодня такова, что даже простая сдержанность во многих секторах "массового информационного потребления" — тактика проигрышная, слабая и неверная.
Поэтому такого понятия, как "неуместность", для них вообще не существует. Для них есть понятие неактуальности (то есть чего-то, на что нельзя подсесть со своим гвалтом и что нельзя в итоге монетизировать).
Для этих медиабраконьеров не существует и понятия несочетаемого. Они будут селфиться на похоронах, делать онлайн-трансляции с пожаров и прикалываться над Вечным огнем. Для них сравнимые случаи имеют совершенно разный вес в зависимости от того, насколько актуально на них можно пообличать и попиариться.
Хотите пример?
Этот журналист сидит уже много месяцев. Но на его фоне никак не попозировать, в его трагедии никак не обвинить российское государство, и эту трагедию никак не монетизировать — можно только схлопотать попадание в черные списки на одной соседней территории. Поэтому никто из модных блогеров не вешает хэштегов, не призывает всех выйти в его защиту и не выходит сам.
И это, знаете, тоже своего рода лучевая болезнь.