То, что хлеб — продукт вредный, знает любой поклонник здорового образа жизни. Однако Галине Тян удалось создать рецепт необычного хлеба. "Конечно, по вкусу он не похож на пшеничную булку, но мой хлеб действительно очень полезен", — уверяет она.
— Для начала расскажите о себе.
— Я родилась в Узбекистане, а позже наша семья переехала в Казахстан. Я была болезненной девочкой — страдала хронической пневмонией. Однако родители заметили закономерность: как только мы приезжали к бабушке и дедушке во Фрунзе, моя болезнь отступала. Поэтому было принято решение перебраться сюда насовсем. Чудесный климат Кыргызстана полностью оздоровил мой организм.
В детстве я мечтала стать врачом, но, когда окончила школу, Советский Союз распался, и пришлось выбирать другой путь. Так я стала технологом швейного производства, а потом окончила экономический факультет вуза.
— Вы ведь начали бизнес еще в 90-х. Как это произошло?
— Тогда был тотальный дефицит, людям не хватало одежды. Швейные цеха вырастали как грибы после дождя. Для многих это было время шальных денег, никаких норм и стандартов производства не существовало. Кыргызстанцы охотно покупали даже самые некачественные вещи — можно было продать что угодно. Сейчас требования сильно ужесточились, введены строгие стандарты.
— Почему вы оставили эту отрасль?
— Швейное производство — тяжелый труд. Я хотела заниматься более спокойным делом и стала преподавать экономику в университете. Проработала со студентами 10 лет.
— Как вы решились начать бизнес по производству хлеба, да еще и спустя столько лет?
— Я стала замечать, как с годами портится здоровье окружающих. Это подтверждает и статистика: в стране отмечается рост онкологических заболеваний, сахарного диабета. Я убеждена, что всему виной продукты питания. Посмотрите на полки наших магазинов: сколько там дешевых импортных продуктов, в составе которых нет ничего натурального!
— Но разве хлеб может быть вредным?
— Конечно. Про вред белой муки все знают. Добавьте к этому искусственно созданные дрожжи, которые не погибают при термообработке, — как пагубно они влияют на организм!
— По вкусу ваш хлеб сильно отличается от обычного?
— Да. Это не та пышная булка, которая тает во рту, — мой хлеб надо жевать. Кроме того, он отличается более плотной структурой, и много его не съешь...
Сначала я не собиралась заниматься бизнесом: просто пекла хлеб для своей семьи, угощала коллег. В какой-то момент они стали спрашивать: "Почему бы тебе не заняться производством?". Я решила последовать совету и подала заявку на проект "Я инвестирую в Кыргызстан": победители получают льготный кредит под два процента годовых. Мой проект одобрили, но от денег я в итоге отказалась — выяснилось, что вокруг много людей, готовых вложиться в этот бизнес. Теперь у меня есть цех.
— Что было тяжелее всего?
— Мне пришлось полгода побегать, чтобы товар прошел все необходимые испытания. Это было нелегко, зато есть документальное подтверждение полезности продукта. В нем много цинка, железа и селена, кроме того, он безопасен для диабетиков.
— Как вы установили цену?
— Я не пыталась с кем-то соревноваться в этом плане. Очевидно, что наш хлеб стоит недешево — до 55 сомов. Просто он гораздо сложнее в приготовлении: его производство занимает четыре дня, тогда как буханку из обычной муки можно испечь за три часа.
— Легко ли было договориться с магазинами о продаже такого товара?
— Сейчас нашу продукцию можно увидеть на полках супермаркетов известной торговой сети и некоторых других магазинов.
— Вы планируете продавать свой хлеб в других странах?
— К сожалению, у таких эко-продуктов очень короткий срок годности, и возить их в другие страны просто бессмысленно. Однако недавно я узнала, что некоторые продают замороженный хлеб, и теперь тоже об этом думаю...
— Сегодня многие бизнесмены мечтают продавать кыргызстанские товары в Китай, ведь там покупают все. Но почему-то освоить этот бездонный рынок удается далеко не всем желающим.
— В 1992 году я побывала в Китае и видела, как некогда беднейшая страна потихоньку превращается в экономического гиганта. Кстати, мне сразу бросилось в глаза, как местные жители умеют подстраиваться под клиента. Например, гражданам стран СНГ китайцы представлялись русскими именами: Ваня, Боря... Они объясняли: "Если я назову вам свое настоящее имя, вы никогда его не запомните".
Обратите внимание: китаец в любой точке мира найден "свою" лапшу. Он поведет партнера на бизнес-ланч только в китайское кафе. Стоит ли говорить, что все их вещи — одежда, обувь, телефоны — сделаны на родине? Даже те китайцы, которые строят здесь дороги, редко снимают квартиры у кыргызстанцев. Многие провозят с собой палатку китайского производства и живут в ней. Они всегда говорят: "Если я покупаю китайское, значит, помогаю своей стране".
Когда студенты спрашивают, почему импорт в Кыргызстане втрое превышает экспорт, я отвечаю, что причины в нас самих. Зачем нам импортное, если нам хватает собственных ресурсов? Зачем нужен чужой третий сорт, если наша страна способна давать самое лучшее?
Обязательно прочитайте интервью с Жаркынай Деркембаевой. Эта молодая бизнесвумен преуспела в изготовлении пастилы.