Джо родом из Южно-Африканской Республики — страны, которая еще недавно жила по принципам расового неравенства. Сейчас он работает учителем в бишкекской школе. Мужчина честно поделился своими впечатлениями о Кыргызстане, не забыв покритиковать цены в иссык-кульских домах отдыха.
— Вы родом из страны с невероятной историей. Апартеид в ЮАР отменили только в 1994 году. До этого темнокожее население проживало в резервациях, а интимные отношения между представителями разных рас карались по закону. Вы помните это время?
— Я застал конец той эпохи — был еще ребенком. У меня сохранились обрывочные воспоминания. Везде были развешаны знаки и указатели, к примеру, на пляже: темнокожим полагалось отдыхать на одной части берега, а белому населению — на другой. Это касалось и торговых центров, и туалетов...
Конечно, белое население, как и темнокожее, было не согласно с политикой правительства, понимая, что все люди равны. Но вы сами знаете, что идти против власти очень трудно. Получается, что ситуация тебе не нравится, однако ничего сделать ты не можешь.
— Что было после того, как расовое разделение официально отменили?
— В 1990-х вышел из тюрьмы Нельсон Мандела (знаменитый борец за права человека, в 1994–1999 годах президент ЮАР. — Ред.). Он пробыл за решеткой 27 лет. Когда Мандела пришел к власти, все резко изменилось. Это были грандиозные и очень правильные перемены.
— Но ведь после отмены апартеида экономика ЮАР рухнула…
— Это действительно так. Впрочем, думаю, мир до сих пор не очень хорошо понимает, что происходит на самом деле. Как только в стране случается что-то глобальное, экономика падает. Просто бизнес боится инвестировать, это нормально. Однако проходит время — и экономика снова растет.
— Почему вы решили уехать в Кыргызстан?
— Я тогда жил в Англии. Там было так хорошо, что незаметно для себя я провел в этой стране 11 лет. И вдруг понял, что это слишком долго, что надо посмотреть мир. Стал выяснять в интернете, где требуются преподаватели английского языка. Наткнувшись на объявление из Кыргызстана, не раздумывая купил билет.
— Но почему именно Кыргызстан? Я уверена, что в любой точке мира с удовольствием приняли бы на работу учителя английского.
— Просто я никогда раньше не слышал о вашей стране, даже фотографий не видел. Мне показалось, что это отличное приключение. Разумеется, перед отъездом я "погуглил", куда собираюсь. На красивых снимках были горы, озера, юрты и лошади. Когда я приехал в Бишкек, сильно удивился — это же город! Google ничего не говорил про город (смеется)!.. А если серьезно, то реальность отличается от фото в Сети. Интернет не позволяет попробовать на вкус кумыс или пообщаться с вашими прекрасными людьми. То, что я увидел, превзошло мои ожидания.
— Я иногда слышу от иностранцев, что у них возникают проблемы с милицией. У вас было что-то подобное?
— Я приехал сюда в 2012 году. Тогда меня часто останавливали, чтобы проверить документы: правоохранители думали, что я служу на американской авиабазе (ее закрыли в 2014 году. — Ред.). Они долго разглядывали мой паспорт и не могли поверить, что он настоящий. "Если ты из Африки, значит, должен быть темнокожим. Почему ты белый?" — удивлялись они. Однако ничего ужасного не происходило: милиционеры не требовали денег, а просто возвращали документы, и все.
— Есть у нас и другая "достопримечательность" — маршрутки. О них с содроганием думает каждый иностранец...
— Поверьте, меня это не шокирует. Я же из Африки, меня вообще мало что может шокировать. На моей родине было примерно то же самое: в микроавтобус, рассчитанный на 12 пассажиров, вмещалось в два раза больше. Для меня это нормально.
— Можно ли сказать, что в Кыргызстане жить дешево?
Однако на Иссык-Куле цены взвинчивают, там все неоправданно дорого. Например, в Бишкеке ты платишь за номер в отеле, а в Чолпон-Ате — за каждого постояльца. В итоге получаются огромные суммы. И еда там дороже, чем в столице, хотя уступает по качеству. Многим иностранцам дешевле слетать на пару дней в Турцию, чем на Иссык-Куль.
Впрочем, туристы все равно будут приезжать в Кыргызстан ради невероятных гор и озер. Это же такое удовольствие — гулять по природе без всякой суеты. Наверное, вы привыкли видеть парящих в небе орлов или соколов, но для иностранца это что-то потрясающее! В мире осталось не так много мест, которые сохранились в первозданном виде.
— Кыргызстанцы часто спорят о том, чего хотят иностранные туристы. Одни считают, что гости привыкли к комфорту, а значит, им требуются уютное кафе, горячий душ и сувенирный магазин. Другие полагают, что иностранцы от этого устали и жаждут острых ощущений: мол, они приезжают в нашу республику ради необузданной природы, и блага цивилизации тут лишние.
— Все зависит от того, о каких туристах речь. Разумеется, если это молодые скалолазы или байкеры, комфорт для них не особенно важен. Мне нравится, что в Кыргызстане можно выбрать отдых по душе. Каждый год здесь появляются новые интересные услуги: например, параглайдинг и прочее. Ни в одной другой стране я не делал того, что попробовал здесь.
— У нас нередко спорят и о положении женщин, их свободе. Вы объездили много стран, многое видели. Что скажете на этот счет?
— Ваши женщины просто удивительны! Им с детства прививают семейные ценности, многие посвящают себя семье. Это очень похоже на то, как живут в Африке.
— Расскажите о самом сумасшедшем приключении в Кыргызстане.
Да, мы перепутали отель с борделем. Разумеется, я не выспался, но зато теперь есть о чем рассказать.
— Какие сувениры из Кыргызстана вы возьмете с собой, чтобы удивить друзей?
— Я бы взял всю страну! Чтобы друзья провели ночь в юрте, окунулись в воды Сон-Куля, попробовали куурдак. Как жаль, что это невозможно!
Обязательно почитайте интервью с Мохаммадом Рафи Шафажо. Он был вынужден бежать в Кыргызстан из Афганистана.