Их подвиг оценили в 1 000 сомов. Горькое видео с матерями погибших в Баткене

В нынешнем году исполнилось 20 лет трагическим баткенским событиям. Многим погибшим в них парням сегодня было бы не больше 40…
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

"Откуда только взялась эта беда… Сыну оставалось 5-6 месяцев до конца службы. Из Баткена он не вернулся — 20 октября привезли его тело. Он погиб, ничего толком не увидев в этой жизни", — так начала свою скорбную речь нарынчанка Дуйшобюбю Боталиева.

Ее сын Улан Мукамбет уулу погиб в 1999 году во время очередного боя с экстремистами.

"Ему было 20 лет. Он служил в отряде специального назначения "Скорпион" в воинской части № 52806 Токмока. После его смерти я стала получать компенсацию — 1 000 сомов", — рассказала инвалид II группы.

С меня заживо сдирали кожу — нерасказанная история баткенских событий
Компенсацию назначила руководитель Нарынского городского и областного межрайонного управления труда и социального развития Гульзат Абылова. По ее словам, средства для близких родственников воинов, погибших в Баткене, выделяются по льготной категории "семьи погибших военнослужащих".

"Специальных нормативно-правовых актов нет. Компенсации выплачиваются из республиканского бюджета. Семьи погибших воинов состоят у нас на учете, мы ежемесячно предоставляем информацию в Министерство социального развития, а оно подает заявки в Министерство финансов. Потом нам поступают деньги, и мы перечисляем их тем, кому полагается компенсация, через почту или банк — как они сами хотят", — объяснила Абылова.

"Я получила тело 18-летнего сына"

В селе Чон-Капка Мансского района Таласской области живет еще одна женщина, потерявшая сына в ходе баткенских событий, — инвалид II группы Анаркан Шайылдаева. Она тоже получает 1 000 сомов компенсации.

Максат Курманбек уулу был, как и многие, в 18 лет призван на срочную военную службу. Вскоре его перевели в Баткен.

"Сына похоронили в день его рождения, 14 августа. В армии он прослужил всего полгода... Не успел даже жениться, не оставил после себя детей", — сокрушается Шайылдаева.

Похоронила всех сыновей

Другая женщина, у которой мы побывали, живет в селе Туз Ысык-Атинского района Чуйской области. Ее зовут Умут Осмонова. 

Их подвиг оценили в 1 000 сомов. Горькое видео с матерями погибших в Баткене

Турат Осмонов служил в воинской части № 73809 в селе Кой-Таш. В Баткен он отправился 17 февраля 2000 года. Ровно через шесть месяцев, 17 августа, матери привезли его тело.

"Мне сейчас 82 года. Когда сын погиб, ему было 32... После Турата я одного за другим похоронила еще троих сыновей и сноху", — рассказала Умут апа.

Женщина добавила, что получает такую же компенсацию, как остальные. Ее слова подтвердили в соответствующих органах.

"Осмонова состоит на учете с 2001 года, с 2010-го получает 1 000 сомов. До этого у нее была 50-процентная скидка на электроэнергию и другие коммунальные услуги", — сообщила специалист Ысык-Атинского районного управления труда и социального развития Жибек Казиева.

"Тело сына не нашли..."

Старший сын Ольги Арджимановой, Рустам, тоже погиб от рук боевиков в Баткенской области. Ему было 26 лет. 

Их подвиг оценили в 1 000 сомов. Горькое видео с матерями погибших в Баткене

"Рустам погиб в августе 2000 года, а тело стали искать в ноябре. Так и не нашли, мы не смогли его похоронить... Никому не желаю такой беды", — со слезами на глазах говорит Ольга Степановна.

Два года, ставшие адом, — честное видео о кровавых событиях в Кыргызстане
О смерти сына она узнала через четыре дня — знакомые показали газету, в которой был опубликован список погибших. Женщина не стала показывать газету мужу — опасалась, что его больное сердце не выдержит, но нашлись "доброжелатели", которые все ему рассказали. Супруг Ольги Степановны умер через три месяца. Их младший сын Артур, пилот вертолета, тогда вместе с военными искал тело брата в баткенских горах. Спустя какое-то время не стало и самого Артура...

В повышении отказано

Председатель Общественного объединения ветеранов-баткенцев Канат Бакалов мечтает, чтобы правительство повысило размер компенсаций, выплачиваемых людям, которые потеряли кормильцев во время баткенской кампании 1999–2000 годов, а также воинам, получившим ранения.

"Несколько лет назад мы обращались с этой просьбой в Жогорку Кенеш и правительство, но Министерство финансов отказалось рассматривать вопрос о повышении", — сообщил Бакалов.

В апреле 2017 года министр финансов Адылбек Касмалиев объяснил в парламенте причину отказа: в бюджете нет дополнительных 39 миллионов сомов. ЖК повторно рассмотрел инициативу в мае того же года — депутаты намеревались внести поправки в Закон "О ветеранах войны, Вооруженных сил и тружениках тыла". Однако воз и ныне там.

Вместо эпилога

Сегодня прожиточный минимум в КР составляет 4 654 сома 77 тыйынов. Предполагается, что этой суммы среднестатистическому кыргызстанцу должно хватить на продукты, лекарства, коммунальные и другие расходы…

Нашел машину, где сидели мертвецы без лиц. Такое не забывается — военный из КР
Следует отметить, что Министерство обороны и органы местной власти каждый год выплачивают семьям погибших в баткенских событиях  единовременную денежную помощь. Однако в этом материале речь идет о ежемесячной компенсации из республиканского бюджета.

Некоторые женщины, с которыми мы встретились, сообщили, что Социальный фонд дополнительно выплачивает им 300 сомов в День памяти погибших при исполнении воинских и служебных обязанностей по защите территориальной целостности КР в ходе баткенских событий 1999–2000 годов.

Напомним, что во время тех трагических событий погибли 78 кыргызстанцев. В целом в них участвовал 5 861 военнослужащий, из которых 5 515 были солдатами срочной службы. Примерно 50 человек получили различные ранения, некоторые стали инвалидами.