Как бишкекчане погорели на "тюлеевских квартирах" — рассказ потерпевших

На днях бывшего сотрудника муниципалитета объявили в розыск. По рассказам потерпевших, молодой человек умудрился "продать" восемь трехкомнатных квартир в центре города, подделав документы. Корреспондент Sputnik Кыргызстан по крупицам восстановил сюжет, достойный фильма.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БИШКЕК, 6 сен — Sputnik. В начале сентября столичная мэрия затрубила о мошеннической схеме, вскрытой начальником Управления муниципального имущества (УМИ) Нурдином Тынаевым. Он обнаружил, что IT-специалист, проработавший в УМИ около полутора месяцев, провернул крупную аферу: молодой человек подделал документы и обманом завладел деньгами граждан под предлогом продажи "тюлеевских" квартир.

Напомним, что в 2017 году 11 квартир бывшего мэра Бишкека Наримана Тюлеева перешли на баланс государства. Их конфисковал суд за нанесение ущерба. Восемь из них передали на баланс мэрии. Недвижимость не продавалась, и тем более ее не могли выставить на аукцион.

Однако это не помешало тогдашнему сотруднику мэрии. По словам пострадавших, все документы по реализации муниципального имущества выглядели правдоподобно. Подозреваемый скрылся с 305 тысячами долларов. Сейчас его разыскивает милиция.  

Как бишкекчане погорели на "тюлеевских квартирах" — рассказ потерпевших

Корреспондент Sputnik Кыргызстан связался с обманутыми гражданами и попытался восстановить картину. Пострадавшие пожелали сохранить анонимность, поэтому их имена изменены. Текст основан на словах потерпевших и документах, которые они предоставили.

Знакомство

Объявление о продаже недвижимости Светлана увидела в Сети.

"Квартиру мы приметили в рекламе: жилье активно продвигали в социальных сетях. Все как обычно: позвонили по указанному номеру и назначили встречу. Когда мы подъехали по адресу, у квартиры нас встретили друг подозреваемого и еще один человек", — рассказывает она.

Три случая мошенничества на большую сумму в Бишкеке — задержана женщина
Другая пострадавшая, Айназик, также заинтересовалась злополучными квартирами через интернет. А вот Эркина с подозреваемым познакомили в одном из столичных агентств недвижимости. Как признался его сотрудник, они и представить не могли, что работник мэрии обведет их вокруг пальца.

"Я не представляю, как так могло получиться. Конечно, мы понимали, что аукционы по продаже квартир проводятся, однако ранее в них не участвовали. Тем более эту квартиру мне предложил человек, которого я давно знаю. Так мы вышли на ныне подозреваемого, с ним я ранее знакома не была", — говорит менеджер агентства. 

Как бишкекчане погорели на "тюлеевских квартирах" — рассказ потерпевших

А вот у Сымбат с подозреваемым были общие знакомые. Время от времени он занимал у нее деньги под проценты, но всегда возвращал их в срок. Так завязалось их общение.

"В июле знакомый позвонил мне и сказал, что устроился на работу в Управление муниципального имущества. Точную должность не припомню, но чуть ли не "исполняющий обязанности ведущего специалиста общего отдела", — продолжила она.

Бишкекчанин купил квартиру за $ 23 тыс, но она ему не досталась. Фото
Все пострадавшие, с которыми нам удалось поговорить, отметили, что подозреваемый в мошенничестве показывал им "корочку".

"Если честно, я не помню, какая конкретно должность была там указана, но точно не IT-специалист. Все выглядело достоверно, имелись печать и фотография", — вспоминает другая потерпевшая Айназик.

Менеджер одного из бишкекских агентств недвижимости тоже поверила молодому человеку: он продемонстрировал ей свой паспорт.

Аукцион

Парни, показавшие Светлане квартиру, приехали с ключами и документами в оригинале, в том числе с техпаспортом.

"Мужчины продемонстрировали нам жилье, объяснив, что его продажей занимается сотрудник мэрии. Они добавили, что квартира продается на аукционе, поэтому нам нужно заплатить за участие в нем. Мы отправились в Управление муниципального имущества", — вспоминает девушка.

Внутрь здания УМИ она не заходила: подозреваемый встретил потенциальных покупателей на улице. Он заверил, что процедура проходит законно, на государственном уровне. 

Как бишкекчане погорели на "тюлеевских квартирах" — рассказ потерпевших

"Сначала мы внесли 10 тысяч долларов, чтобы нас допустили к аукциону, а потом еще десять. Мужчина, представившийся сотрудником мэрии, сказал, что нам предстоит внести еще 15 тысяч долларов в кассу муниципалитета, но только после оформления жилья, когда мы получим техпаспорт на руки", — вспоминает Светлана. 

До исчезновения "продавца" с другими сотрудниками управления девушка, как и остальные герои этого материала, не связывалась.

"С подобными аукционами мы никогда не сталкивались, тем более он был закрытый. По крайней мере, нам так объяснили", — продолжает она.

Девушка добавляет, что передачу денег оформили нотариально: все договоры заверены. Есть протоколы, свидетельствующие, что она является победителем аукциона. 

Как бишкекчане погорели на "тюлеевских квартирах" — рассказ потерпевших

В этом парень убедил всех остальных потерпевших, в том числе Айназик.

"Никаких претензий к документам или подозрений в их недействительности мы не имели. Он показывал нам настоящий техпаспорт Госрегистра. Последний мы даже проверили через ИНН, что только подтвердило его подлинность", — рассказывает девушка.

Она не сомневается, что подозреваемый виновен, однако сомневается, что он один замешан в этом деле.

"Мужчина показал одну из квартир, на руках у него был техпаспорт. Мы и поверили. Сейчас я задаюсь вопросом: как рядовому айтишнику удалось раздобыть ключи от жилья, ведь они хранятся в архиве, к которому у него не должно быть доступа? Я склонна полагать, что не мог молодой человек провернуть эту аферу в одиночку. Он заходил в управление, брал оттуда ключи, документы, распоряжения…" — задается вопросом Айназик.

Сымбат же и представить не могла, что знакомый может ее подставить.

Названы самые криминальные районы Бишкека — инфографика
"Однажды подозреваемый рассказал, что УМИ реализует квартиры на аукционе, и добавил, что может помочь: мол, жилье изъяли у Тюлеева, теперь оно просто так простаивает. Парень поинтересовался, есть ли у меня покупатели. Я, конечно, рассказала об этом всем своим знакомым: все-таки квартиры находятся в центре. Тем более он показал копии всех документов, техпаспортов", — объясняет она.

По словам женщины, разыскиваемый предлагал жилье за 45-50 тысяч долларов, за верхний этаж ценник снижался до 40 тысяч. Ранее глава УМИ подчеркивал, что стоимость такой недвижимости на рынке в разы выше и достигает 100-120 тысяч долларов. Ясное дело, что на выгодное предложение откликнулось много желающих. Через Сымбат люди передавали "продавцу" деньги.

"Он умудрился сделать нам документы от УМИ, согласно которым мы выиграли аукцион. Потом парень показал нам квитанции об уплате государственной пошлины за переоформление недвижимого имущества. На каждой из них была указана фамилия покупателя, поэтому мы и поверили. От четверых он успел получить полную сумму. Еще двое уплатили аванс в 20 тысяч долларов", — рассказала она. 

Как бишкекчане погорели на "тюлеевских квартирах" — рассказ потерпевших

Сымбат добавила, что за шесть квартир она передала подозреваемому 211 500 долларов.

Эркину жилье показывали сотрудники агентства недвижимости, которым подозреваемый передал ключи от квартиры. Мужчина поинтересовался, как квартира в центре города площадью 115 квадратов может обойтись лишь в 50 тысяч долларов?

"Мне объяснили, что якобы это жилье должны были раздать бесплатно бюджетникам либо сиротам, отсюда и низкая цена. Я слышал, что мэрия иногда выделяет квартиры, поэтому и подумал, что речь идет о них", — продолжает Эркин.

По словам мужчины, сотрудники агентства заверили его, что оснований для подозрений в недобросовестности "продавца" нет.

Как объясняет менеджер компании, агентство всегда проверяет данные о жилье и не связывается с подозрительными предложениями.

"Показывая квартиру, подозреваемый заявил, что жилье находится на балансе мэрии. Мы проверили эту информацию, и она оказалась правдой. Пришли к выводу, что у сотрудника муниципалитета есть право на проведение аукциона. Через Госрегистр выяснили, что недвижимость не под арестом. Все знали, что квартиры "тюлеевские", поэтому сначала убедились, сможет ли он их оспорить, и только потом предложили жилье клиенту", — рассказывает сотрудник агентства. 

Как бишкекчане погорели на "тюлеевских квартирах" — рассказ потерпевших

По ее словам, ни документы, ни ценник на недвижимость не вызывали подозрений, потому что "в наше время квартира задешево вовсе не редкость: люди часто пытаются решить проблемы, быстро распродавая имущество, в том числе недвижимое".

По ее мнению, мэрия многим выдает квартиры — это обычная ситуация, потому странности в ней никто не увидел, а муниципалитет вправе распоряжаться жильем, которое находится у него на балансе.

"В конце концов, квартиры трехкомнатные — вряд ли их раздали бы людям просто так! Мы предположили, что таким образом они хотят обналичить недвижимость и раздать бюджетникам "однушки", — объясняет ситуацию менеджер.

Побег

Светлана уже копила деньги, чтобы внести остаток за квартиру, однако в пятницу подозреваемый позвонил и сказал: "Что-то пошло не так." По ее словам, мужчина пообещал, что вернет деньги в субботу до пяти вечера.

"Мы поверили, потому что мэрия — это все-таки серьезный орган, однако в обещанный день он отключил телефон и пропал. На следующий день мы написали заявление в милицию", — рассказывает она.

Эркин, несмотря на сомнения, тоже поверил подозреваемому.

"Я не хотел отпускать его! Надо было хватать его за руку, но сотрудники агентства отговорили меня, заверив, что завтра он вернет деньги. Я бы давно их забрал, но в агентстве меня убедили, что все в порядке", — сокрушается мужчина. 

Как бишкекчане погорели на "тюлеевских квартирах" — рассказ потерпевших

Мы спросили у менеджера, почему они до последнего успокаивали своего клиента, который чувствовал неладное еще до исчезновения подозреваемого.

"Мы бы и раньше забили тревогу, но оснований не было, потому что ходили к нотариусу, проверяли каждое его действие! Например, он сказал, что техпаспорта на обновлении. Мы позвонили в Госрегистр, где эту информацию подтвердили. Все это время парень был на связи: брал трубку, рассказывал, как продвигается процесс", — заявила сотрудница агентства. 

Она подчеркнула, что от Эркина агентство получило 10 тысяч долларов, чтобы снять квартиру с продажи, — это обычная процедура. Когда он попросил деньги обратно, менеджер сразу вернула эту сумму. 

Как бишкекчане погорели на "тюлеевских квартирах" — рассказ потерпевших

Эркин сказанное подтвердил. Однако он уверен, что агентство также несет ответственность за потерянные им 20 тысяч долларов аванса, которые он передал сбежавшему.

Недолив бензина на АЗС Бишкека — вкратце о расследовании
"Риэлторы познакомили меня с подозреваемым. Уверяли, что все чисто. Менеджер была свидетелем, когда я передавал залог "продавцу". Какой толк от агентства, если в итоге меня "кинули" с деньгами?" — возмущается мужчина.

После исчезновения сотрудника мэрии Эркин позвонил в компанию: ее сотрудники развели руками. Тем временем в организации отметили, что переживают за клиента и надеются, что разыскиваемого найдут.

Айназик рассказала свою версию событий. В качестве аванса она отдала "продавцу" 20 тысяч долларов.

"31 августа мы подняли шум. Когда со дня исчезновения разыскиваемого прошел день, мы приехали в управление, встретились с его главой Нурдином Тынаевым. Показав ему документы, вызвали следователя. Хочу отметить, что обыск на рабочем столе разыскиваемого следователь проводил с участием Тынаева, но без нашего присутствия", — говорит она.

Этот расклад событий показался девушке странным. Айназик отметила, что изначально она хотела написать заявление не на разыскиваемого сейчас мужчину, а на управление, потому что все протоколы, печати с аукционов выглядели так, будто они принадлежат УМИ.

"Встречи с мужчиной, "продавшим" квартиры, проходили на улице, перед зданием управления, один раз мы даже заходили внутрь. Стоило нам попросить показать дополнительные бумаги, он тут же выносил их из здания", — рассказывает она.

Мы обратились к главе УМИ Нурдину Тынаеву. Он заявил, что факт незаконной "продажи" квартир был выявлен в результате инвентаризации, до этого пострадавшие к нему не обращались.