Редакция Sputnik Кыргызстан решила выяснить, как найти общий язык людям, которые будут регулировать полеты дронов, и тем, кто любит их запускать. Мы побеседовали с Усеном Кариевым, заведующим сектором качества и внедрения стандартов ИКАО Агентства гражданской авиации (АГА) при Министерстве транспорта и дорог КР, а также с аэрофотографом Михаилом Дудиным.
— Трудно ли научиться управлять дроном?
— Почему в Кыргызстане возникла необходимость регулировать полеты дронов?
Кариев: Сегодня рынок беспилотных воздушных средств перенасыщен, а для Агентства гражданской авиации самое главное — безопасность полетов. Поэтому необходимо соблюдать какие-то ограничения. Проанализировав опыт России, Украины, Беларуси и Казахстана, мы разработали Авиационные правила КР по беспилотным воздушным судам.
— Все БВС разделили на четыре категории, в последнюю входят устройства весом от 150 килограммов. Такие явно не похожи на игрушки...
Кариев: Действительно, мода на дроны начиналась как развлечение. Возможно, никто и не предполагал, что в дальнейшем их будут использовать в профессиональных целях. Однако по мере развития беспилотных воздушных средств люди поняли, что с их помощью можно фотографировать, поливать поля, следить за территорией и транспортировать грузы.
Кариев: Бесплатно. Тут как с машинами: когда вы покупаете автомобиль, вы же ставите его на учет. Вот и беспилотному средству присвоят регистрационный номер, чтобы было видно, что им управляет оператор, знающий правила.
— Как будет проводиться регистрация и когда она начнется?
Кариев: После того, как правительство примет проект. Регистрация должна проходить в Агентстве гражданской авиации, все необходимые документы мы указали.
— А как планируется проверять навыки управления дронами? Это будет какой-то экзамен?
Кариев: Операторов будут обучать в сертифицированных центрах. Их необходимо ознакомить с правилами эксплуатации, безопасности, запретными зонами для съемки…
Дудин: Сколько времени выделяется на обучение?
Кариев: Десять часов. Пока нет специальных центров, можно пройти сертификацию в АГА и после обучать других. Например, недавно ко мне приходил представитель "Кумтора" — компания планирует самостоятельно проводить курсы для сотрудников.
— Получается, купить дрон в подарок ребенку я уже не смогу?
Кариев: Вы можете приобрести устройство, которое весит меньше килограмма. Однако в правилах указано: если беспилотным воздушным средством управляет ребенок, рядом должен находиться взрослый, чтобы контролировать безопасность.
— А если я живу на отдаленной ферме и люблю запускать квадрокоптер в горах, тоже необходимо пройти регистрацию?
Кариев: Да, эти правила касаются всего воздушного пространства Кыргызстана.
Кариев: Все радиотехнические средства должны иметь свою частоту, чтобы не мешать друг другу. Для получения документа нужно обратиться в Госагентство связи (ГАС).
Дудин: Большинство устройств, которые используются в Кыргызстане, работают на частотах 2,4 или 5,8 ГГц. Это те же частоты, на которых работает обычный Wi-Fi–роутер, но мы ведь не получаем разрешение на использование интернета через него.
Кариев: Этот вопрос вы можете решить в ГАС. Там должны быть уверены, что ваш дрон не создаст помехи для других воздушных средств.
— Может, следует сертифицировать товар на этапе ввоза в страну, как с теми же роутерами?
Кариев: Именно это мы планируем делать в будущем.
— Кто будет проверять наличие сертификатов у операторов БВС?
Кариев: В Агентстве гражданской авиации нет такого числа сотрудников, чтобы мы могли это контролировать. Будем привлекать милицию.
— Рядом с дронами далеко не всегда можно увидеть их операторов. По-моему, проводить проверку будет сложно...
Дудин: Обнаружение пилота — действительно проблема. В некоторых случаях это абсолютно невозможно без технических средств. Ведь человек может находиться довольно далеко, за препятствием, которое сложно преодолеть, например, за рекой.
— Как будут бороться со "злоумышленниками"?
Кариев: Так же, как с нарушителями ПДД на дорогах. В Кодексе КР о нарушениях есть несколько пунктов, касающихся гражданской авиации, — согласно ему и будем действовать. Поймите, у нас нет задачи сбивать дроны, мы хотим иметь дело с нормальными людьми, которые знают закон и соблюдают его.
Дудин: Да, любые правила и нормы рассчитаны на законопослушных людей. Если кто-то хочет что-то нарушить, он это сделает, и не важно, какие запреты установлены. Поэтому правила должны быть адекватными для людей, которые не пытаются их нарушить.
— Согласно проекту правил, оператор БВС должен уведомлять власти о районе и времени предстоящего полета, а запускать дрон можно не выше 100 метров...
Кариев: Думаю, для фотографов это достаточная высота. Кроме того, представьте, если подобное воздушное средство будет лететь в районе аэропорта "Манас", оно может стать помехой и угрозой для самолетов. Также нельзя пилотировать квадрокоптер над скоплением людей, ведь если кому-то на голову упадет аппарат весом хотя бы килограмм, он может убить.
— Михаил, а как высоко можно поднять дрон?
Кариев: Если перед вами стометровое здание, конечно, дрон не может летать над ним. Поэтому предполагается, что здания тоже входят в понятие "рельеф местности", то есть над ними надо летать на высоте 100 метров.
Дудин: Кыргызстан — туристически привлекательная страна, а с помощью квадрокоптеров можно показать ее красоту. Но, если строго следовать правилам, туристы вряд ли смогут использовать дроны: необходимо регистрироваться, получать сертификат и разрешение.
Кариев: Вы немного ошибаетесь: иностранцам достаточно будет встать на учет и знать правила. Иностранный гражданин может по электронной почте сообщить, где будет находиться и какой у него летательный аппарат.
— Как нужно сообщить Агентству гражданской авиации, что я, например, собираюсь сегодня запустить дрон на площади Ала-Тоо?
Дудин: Там нельзя будет летать...
— Почему?
— Такие ограничения предусмотрены для всех?
Кариев: Если вы получите разрешение на выполнение полетов от соответствующих органов, допустим, от ГКНБ — летайте.
— А как быть тем, кто не прочитает это интервью, но захочет запускать дрон над площадью?
Кариев: Незнание законов не освобождает от ответственности.
— Михаил, как правила повлияют на вашу профессиональную деятельность?
Дудин: Они увеличат стоимость предоставляемых услуг.
— Насколько вы к этому готовы?
Дудин: Это абсолютно не сюрприз, а следование мировым тенденциям. То, что таких правил не было, — скорее минус для страны. То, в каком виде они вводятся, — не обязательно плюс, но они необходимы.
Обязательно ознакомьтесь с основными выдержками из предлагаемого законопроекта.