Министерство транспорта и дорог разработало проект приказа "Об утверждении Авиационных правил Кыргызской Республики "АПКР-6" Эксплуатация воздушных судов Часть IV. "Беспилотные воздушные суда". Проект направят на согласование в профильные ведомства, чтобы те при необходимости предложили какие-то поправки. Затем документ окажется на столе премьер-министра — Мухаммедкалый Абылгазиев подпишет его или направит на доработку.
Sputnik Кыргызстан приводит основные выдержки из документа. Кроме того, нас есть текст проекта, с которым желающие могут ознакомиться детально.
Дроны именуются в приказе беспилотными воздушными судами (БВС). Их предлагают разделить на государственные и гражданские.
БВС гражданской авиации в свою очередь разделили на следующие классы:
- I — до одного килограмма;
- II — от одного до 30 килограммов;
- III — от 30 до 150 килограммов;
- IV — свыше 150 килограммов.
Если премьер подпишет документ, управлять БВС I класса дети до восьми лет смогут только под наблюдением лица старше 16. Запускать квадрокоптер позволительно на высоту до 50 метров, на безопасном расстоянии от людей и при постоянном сохранении визуального контакта с БВС. Лицо, управляющее дроном I класса, несет ответственность за безопасную эксплуатацию и соблюдение безопасного расстояния, причем устройство не должно летать над толпой (более 12 человек).
Управлять квадрокоптером запретят, если вы находитесь под воздействием любого психоактивного вещества, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Человек, эксплуатирующий дрон, то есть не только владелец, также должен получить согласие государства на право управления — процедура займет определенное время. Эти правила и другие подробности есть в проекте приказа.
БВС всегда должны летать в пределах определенной зоны. Если владелец или эксплуатант нарушает правила пользования, его лишают права управлять и/или владеть устройством.
Вы можете не уведомлять власти о запланированном полете дрона, если он не взлетит выше 50 метров, а маршрут (планируемая траектория) полета проходит не ближе пяти километров от забора аэродрома. Полеты БВС планируется разрешить там, где нет скопления людей, и на расстоянии не менее 500 метров от запрещенных зон.
Также планируется запретить сбрасывать или распылять что-либо с дронов. Разработчики документа запретят перевозку на них вооружения, боеприпасов, радиоактивных, отравляющих веществ, других опасных предметов и наркотиков. Во время полета БВС оператор должен держать постоянную связь с оперативными службами (радио, телефонная, мобильная связь и другие), с органами обслуживания воздушного движения и правоохранителями.
Власти предлагают запретить выполнение полетов в районе объектов государственной важности (на расстоянии не ближе километра), в местах временного пребывания объектов госохраны. Однако не уточняется, будет ли Девятый отдел ГКНБ уведомлять владельцев дронов о своем местонахождении, чтобы те ненароком не нарушили правила.
Полеты не должны наносить ущерб национальной безопасности КР и сопредельным государствам или "содержать угрозу нанесения" такого ущерба, а также создавать помехи режиму госраницы. Пересечение границы квадрокоптером тоже планируют запретить.
Мы обратились за комментариями к опытному пользователю квадрокоптера Михаилу Дудину. Это ему столичный мэр Азиз Суракматов вручил награду за отличные фотографии Бишкека, снятые с высоты птичьего полета. Публика в социальных сетях всегда высоко оценивает видео и фото, сделанные Дудиным с помощью дрона. Кстати, он снимает не только столицу. А еще у нас есть видео ночного Бишкека, снятое Михаилом с квадрокоптера в ускоренном режиме.
Дудин считает, что регистрировать дроны необходимо, но в проекте приказа есть спорные моменты. Приводим его замечания от первого лица:
"Квадрокоптеры запускают часто, и я не понимаю, чему они так сильно мешают, что понадобилось настолько сильно ограничивать владельцев. Некоторые требования, откровенно говоря, странные.
15 марта на сайте Агентства гражданской авиации опубликовали проект Авиационных правил КР – 22 "Легкие и сверхлегкие воздушные суда". Этот проект правил в итоге стал проектом приказа, о котором идет речь. Между документами практически нет разницы. Прошло почти полгода, почему за это время проект не изменился?
В документе не объясняется, что такое "запрещенная зона", приближаться к которой дрону будет непозволительно ближе чем на полкилометра. Далее говорится, что полеты запрещены в районе объектов государственной важности на расстоянии ближе 1 000 метров. Являются ли объекты государственной важности запрещенными зонами, нам не поясняют. Почему в одном случае указано 500 метров, а в другом — 1 000, тоже непонятно.
Сто метров высоты — странное требование. Как это собираются контролировать? Скажем, в Бишкеке есть здание высотой 70 метров. Если нужно снять что-то в данном районе, то 100 метров — очень мало, поскольку квадрокоптер взлетит лишь на 30 метров над его крышей.
Оставим город. Если запускать устройство в горах, то со 100 метров не получится сделать красивую масштабную съемку, панорамную фотографию. Придется искать место с хорошим обзором, а это непросто. Я не о том, что надо разрешить поднимать дроны на полкилометра. Я о том, что выбор именно этой высоты очень странный и на чем он основан, непонятно. Почему не 150, не 200 метров?
Неужели каждый раз придется уведомлять милицию о полете? Это сильно усложнит весь процесс. Если я просто вышел на съемку, мне нужно идти в РУВД и писать заявление? Что конкретно надо делать в этом случае? Нам не объяснили.
Каждый пилот, дрон которого весит до 50 килограммов, должен иметь сертификат оператора. Сертификат выдается после обучения в специальных заведениях. Что это за заведения, где их найти, какое будет обучение, сколько оно будет стоить и сколько продлится? Почему сертификат надо обновлять каждые два года? Ответа нет.
Заявка для постановки дрона на учет рассматривается 14 дней. Какой иностранец будет ждать две недели, если у него, скажем, краткосрочный отпуск?
Регистрация и выдача сертификатов — вещь нужная. Это повышает ответственность за использование квадрокоптеров. Люди будут понимать, что, если человек управляет дроном, значит, он прошел обучение, он профессионал. В Кыргызстане пока не было ни одного несчастного случая из-за дрона, пусть так будет и дальше".
Следует отметить, что общественного обсуждения проекта документа как такового не будет. Агентство гражданской авиации (разработчик) опубликует его на своем сайте, а граждане смогут направлять письма в АГА, чтобы предложить поправки.