То, что семья Наргизы испытывает большие материальные проблемы, мы поняли, подъезжая к дому: на улице было довольно прохладно, а дети играли возле порога в шлепанцах, даже без носков. В дальней комнате молодая мать возилась с новорожденными сыновьями. Они поочередно плакали, и нам с Наргизой удалось поговорить, только укачивая обоих.
— Трудно, наверное, управляться с семью детьми? Какая у них разница в возрасте?
— Старшему сыну восемь, он уже ходит в школу и немного помогает мне. Дочкам-близняшкам пять лет, двойняшкам (сыну и дочери) четыре года. У нас нет возможности отдать их в детсад. Малышам (женщина кивнула на новорожденных. — Ред.) всего месяц от роду, когда они засыпают, я кое-как успеваю накормить остальных.
— У вас были естественные роды?
— Всех близнецов я родила посредством кесарева сечения.
— Вам присвоили статус матери-героини?
— Да, после рождения третьей двойни. Конечно, нам нелегко, но мы с мужем уверены, что дети — это дар Божий...
— В вашем роду есть близнецы?
— У меня братья-близнецы. Когда я родила третью двойню, врачи были очень удивлены. Некоторые даже оставили себе что-то из одежды моих малышей — на счастье.
— Где работает ваш муж?
— Постоянной работы у него нет. Чаще всего трудится на стройке, но эта работа сезонная, и зимой нам очень трудно. До рождения третьих близнецов я была посудомойкой, а теперь приходится сидеть дома.
— Это жилье съемное?
— Да, своего у нас нет. Часто приходится переезжать с одного места на другое. Трудно снять жилье, если у тебя много детей. Мы и этот домик нашли с трудом, но до зимы, наверное, придется съехать...
— Сколько вы за него платите? Кажется, здесь нет никаких условий.
— Три тысячи сомов в месяц. Того, что зарабатывает муж, еле хватает на оплату дома и скудное питание.
— Вы получаете пособия на детей?
— Не получаем, потому что у нас нет постоянного места жительства. Недавно я написала заявление в Ленинскую районную администрацию, но когда начнут выплачивать деньги, неизвестно.
— А пособие "суйунчу пул" вы получили?
— Да, получили 4 000 сомов. После рождения вторых близнецов мы дважды писали президенту — просили помочь. В администрации нам посоветовали собирать документы на получение земельного участка. Но в Ленинском акимиате сказали, что в очереди много людей и до нас она не дойдет.
— Откуда вы родом?
— Из Кочкорского района. Там тоже трудно, работы нет...
Пока мы разговаривали с Наргизой, дети играли в комнате. Мать призналась, что во двор их выпускать нельзя — хозяин жилья возмущается.