Двадцать лет назад в Кыргызстан вторглись боевики Исламского движения Узбекистана*. Захват сел и убийство местных жителей позже назвали баткенскими событиями. О том, что происходило в Баткенском районе Ошской области, журналистам Sputnik Кыргызстан рассказали очевидцы.
Боевики поставили моего брата на колени и убили
Рабия Шадыбекова до сих пор не может без слез вспоминать о смерти младшего брата Касымбека, работавшего милиционером. Он дежурил в селе Зардалы, когда туда нагрянули боевики. Мужчину взяли в плен.
"Над Касымбеком издевались около трех месяцев. Однажды он не выдержал, выхватил у кого-то из своих мучителей оружие и застрелил нескольких террористов, а кого-то даже сбросил с горы. Его поймали, выхватили автомат и начали стрелять по рукам. Потом поставили на колени и убили", — рассказывает Рабия эже.
Дома милиционера ждали жена и пятеро детей. Когда Касымбека взяли в плен, его близкие несколько месяцев обивали пороги разных госорганов и даже пошли на встречу с экстремистами. Рабия эже до последнего пыталась спасти брата. Узнав, что его жестоко убили, женщина дошла до президента Аскара Акаева.
Смерть Касымбека многое изменила для его семьи. Вскоре один за другим скончались родные братья правоохранителя. Старшая дочь и младший сын решили пойти по стопам отца-героя — они стали милиционерами.
Из-за ошибки властей боевики устроили охоту на кыргызстанцев
Староста села Зардалы Акмурза Тагаев лично вел переговоры с экстремистами. Он встречался с ними восемь раз. В качестве выкупа боевики требовали продукты и 50 тысяч долларов.
Когда все заложники были благополучно освобождены, официальный Бишкек ликовал. Впрочем, на радостях власти совершили непростительную ошибку: президенту Акаеву отрапортовали, что террористы ИДУ изгнаны из Кыргызстана, и он распорядился вывести войска из Баткенского района. После этого радикалы беспрепятственно захватили несколько сел.
"Террористы жаждали расправы. Искали милиционеров и других представителей власти. В поселке из таковых остались лишь я, два блюстителя порядка и замакима. Я слышал, как боевики отдали приказ найти и уничтожить нас. Милиционер убежал в одну сторону, я в другую", — рассказывает Тагаев.
Главу села спасла пожилая женщина — она спрятала его в своем доме, накрыв тошоками. Пришедшим боевикам старушка велела убираться прочь.
Убитого милиционера Касымбека Шадыбекова сельчанам удалось похоронить на местном кладбище. Вскоре застреливший его экстремист умер — тогда боевики заставили всех зардалинцев собраться и прочитать поминальную молитву. Радикала похоронили в нескольких метрах от Шадыбекова.
"Бойня развернулась возле моего дома"
Дальнейшие действия террористов отличались небывалой жестокостью. Ночью 17 сентября они атаковали село Сырт. Около 150 бандитов напали на блокпост, где было всего 30 солдат кыргызской армии.
На месте кровопролитного боя позже установили памятник семи военнослужащим. Сегодня за ним ухаживает местный житель Дадагай Камчиев. В ту роковую ночь 20 лет назад он стал свидетелем жестоких столкновений, которые развернулись всего в нескольких метрах от его дома. Маленькую дочку мужчина спрятал под покрывалами.
"Все соседи тогда разъехались. Я очень переживал за семью и тоже хотел уехать к родственникам, но мне не разрешили. Военные, дежурившие здесь, сказали, что все будет хорошо... После событий той ночи на стенах моего дома остались следы от пуль", — вспоминает мужчина.
17 сентября были убиты 20 экстремистов. Кыргызским военным удалось практически невозможное: хотя их было значительно меньше, они ликвидировали особо опасного террориста Абдували Юлдашева, руководившего операцией по захвату Сырта.
"С меня заживо срезали кожу"
Озлобленные радикалы жаждали мести и напали на блокпост с практически безоружными милиционерами. Жаныбай Кадыров провел в плену у боевиков 56 дней. Среди них было несколько преступников, которых правоохранитель задержал двумя годами ранее.
"Когда нас схватили, я выбросил удостоверение и просил других заложников не выдавать меня. Но боевики что-то подозревали... Они были уверены, что уже видели меня, а я понимал: если признаюсь, сразу убьют", — отмечает Кадыров.
"Это походило на сумасшествие, было очень страшно. Как-то один боевик начал срезать кожу с моей головы... Об этом мне до сих пор напоминают шрамы", — говорит бывший заложник.
Пока пленники находились у экстремистов, переговоры об их освобождении вел депутат ЖК Турсунбай Бакир уулу. Ради этого он даже встретился с главой ИДУ в Афганистане Джумой Намангани.
...После освобождения из плена Жаныбая Кадырова уволили со службы — его подозревали в содействии боевикам. Милиционера даже не внесли в список ветеранов баткенских событий. Последние годы он не работает, живет на небольшую пенсию с женой и детьми.
Из-за ошибки пилота разбомбили кыргызское село
Абдилазиз Сулайманов, вспоминая события 1999 года, едва сдерживает слезы. Буквально за несколько мгновений от потерял любимых жену и дочь.
Что произошло 29 августа того года, точно неизвестно до сих пор. Два самолета ВВС Узбекистана сбросили на село Кара-Теит десяток авиабомб. После второго захода кыргызские зенитчики открыли по ним огонь. Не получив повреждений, самолеты покинули воздушное пространство Кыргызстана. В результате налета погибли четыре человека, свыше трех десятков были ранены, разрушены 20 домов.
"Меня оглушило ударной волной, а потом я увидел страшное — изуродованные тела жены и дочери. Перенес их к дому, хотя дома тоже уже не было — от него остались руины. Тела супруги и дочери завернул в войлок, а потом с другими детьми побежал из села", — рассказывает Сулайманов.
Власти РУз до сих пор не прокомментировали события 1999 года. Очевидно лишь одно: у пилотов были неправильные координаты.
Жители освобожденных сел часто вспоминают события 20-летней давности. Многие признаются, что до сих пор боятся повторения, несмотря на то, что их покой теперь охраняют пограничники.
*Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане и других странах.