Заместитель мэра Бишкека Мирлан Амантуров побывал на радио Sputnik Кыргызстан и ответил на вопросы, которые сегодня волнуют многих жителей столицы.
— ЖКХ, наверное, самая проблемная сфера деятельности в любом городе. За последние годы мэрия Бишкека продвинулась в этом вопросе, но без сложностей, конечно, не обходится...
— У нас сейчас замечательная команда. Благодаря труду работников всех предприятий в столице происходят те или иные изменения. У нас много идей, которые стараемся воплотить.
— Понятно, что дворники выходят на работу очень рано. А во сколько начинается ваш рабочий день?
— Я выезжаю из дома в 7 утра. В течение полутора-двух часов инспектирую объекты, осматриваю проблемные участки, выслушиваю горожан. Потом начинаются совещания и встречи, на которых мы решаем ежедневные проблемы и составляем планы работы.
— Когда заканчивается обычный рабочий день?
— Мэр Азиз Суракматов уезжает с работы после 21:00, и только тогда мы думаем: не пора ли и нам домой (смеется)? А если честно, то и ночью наша команда мониторит ситуацию, реагирует на аварийные ситуации. Так что стараемся изо всех сил.
— Расскажите о планах.
— Всем известно, что в этом году в столице открыли первый за годы независимости парк — "Ынтымак". Его площадь более 10 гектаров. Также было проложено около 7 километров велодорожек и 3,5 километра прогулочной пешеходной зоны. Все это на Южной магистрали.
В 2020 году в каждом районе города планируется построить 10 километров дорог — итого 40 километров. Также будут проложены по 10 километров тротуаров. Сегодня акимы районов работают над списками улиц, которые необходимо заасфальтировать и на которых нужно построить тротуары. Кстати, мы немного меняем структуру работы — хотим передать акимам больше полномочий.
Там, где есть дорога, требуется освещение. Сейчас в столице порядка 28 тысяч светоточек, к концу года "Бишкексвет" доведет их количество до 30 тысяч. В следующем году в каждом районе будет установлено по 2,5 тысячи светоточек, причем не только в новостройках.
МП "Бишкекзеленхоз" выращивает саженцы на более 8 гектарах, я дал задание увеличить площадь до 10 гектаров, а через год-два планируем полностью засадить питомник в 20 гектаров. Хотим обеспечивать саженцами не только столицу, но и другие города страны. А вот сажать большое количество цветов я запретил — считаю, что это бесполезная трата денег при нашем ограниченном бюджете. Теперь Бишкек будут засеивать газонной травой, и только после там, где необходимо, начнут высаживать цветы.
— Вы затронули тему дорог. Многие горожане говорят, что толку от их расширения мало — велосипедные дорожки превратились в парковки, и на трассах по-прежнему образуются сильные заторы.
— Вы правы. В прошлом году было обустроено свыше 7 километров велодорожек, которые отделены от проезжей части или тротуара специальными катафотами. К сожалению, культура многих автомобилистов и пешеходов оставляет желать лучшего. Например, в новом парке велодорожку занимают мамочки с колясками, создавая неудобства и подвергая опасности детей. Необходимо прививать горожанам уважение к велокультуре.
Или взять велодорожку на улице Токтогула. Мне, как дорожнику, этот проект был изначально непонятен. Как можно совмещать транспортную магистраль с велодорожкой? Из соображений безопасности их надо прокладывать отдельно.
— Горожане предлагают просто установить бордюр вдоль велодорожки на Токтогула, чтобы там никто не парковался и можно было ездить спокойно. Неужели это сложно?
— Есть одна нерешенная проблема. Сначала надо обеспечить парковочные места, а уже потом переходить к решению вопроса о велодорожке. Буквально на днях мы с вице-мэром Азизом Алымкуловым обсуждали проекты автопарковок — как наземных, так и подземных...
— Я знаю, что вы были одним из инициаторов прокладки велодорожек. Сколько еще их планируется обустроить?
Также планируем продолжить велодорожку от улицы Рысмендиева в селе Орто-Сай по Байтик Баатыра и закольцевать ее в парке "Ынтымак". Общая длина будет порядка 9 километров. Там установят новую систему освещения и скамейки, а через каждые 50 метров нанесут разметку для определения пройденной дистанции.
— Опять южная часть города... А как быть тем, кто живет в северной?
— Наши архитекторы уже разрабатывают проект большого кольца велодорожек. Они будут пролегать по улицам Абдрахманова и Ахунбаева, проспектам Жибек Жолу и Манаса. Строить их планируется не на проезжей части. Эту большую кольцевую зону мы разделим на малые круги.
— Что насчет проспекта Чуй? На некоторых его участках в центре трассы есть зеленые насаждения — там можно проложить безопасную и очень длинную велодорожку.
— Недавно была обустроена пешеходная зона с велодорожкой в микрорайоне "Восток-5" от улицы Торокула Айтматова до 7 Апреля, и жители недоумевали, что дорожка такая короткая. Но это лишь часть большого проекта. Сейчас мы начинаем возводить такую же зону от проспекта Чуй вверх — по улице 7 Апреля до Линейной, а затем вниз — вдоль Торокула Айтматова до Чуй. То есть будет кольцо.
Еще планируем проложить дорожки по проспектам Жибек Жолу и Чуй (от Ауэзова), по улице 7 Апреля до Южной магистрали, а далее по Чортекова и вниз. Следующей весной или ближе к осени хотим начать строительство самой длинной в городе пешеходной зоны с отдельной велодорожкой вдоль южной части проспекта Дэн Сяопина от улицы Фучика до Алыкулова. Там будут парковки и зеленая зона.
Сейчас все маршруты только прорабатываются и пока нет окончательных вариантов, но самое главное — есть желание и системная работа.
— Но не велосипедом единым жив бишкекчанин...
Тендер на строительство скейтрума выиграла российская компания, она дает гарантию на три года. Кстати, уровень сложности и качество покрытия обещают такие, что они позволят нам даже проводить Чемпионат Азии по скейтборду. Амфитеатр под открытым небом будет рассчитан примерно на 2 тысячи человек. Там можно проводить концерты, забеги и другие культурно-массовые мероприятия. Парки планируется сдать в эксплуатацию максимум к началу лета.
— Не слишком ли грандиозные планы?
— Это еще не все. Как только откроется шестиполосная улица Линейная, Киевская будет закрыта для движения транспорта — мы хотим сделать там пешеходную зону от проспекта Манаса до улицы Ибраимова. Такая же зона будет по Шопокова от Киевской до Фрунзе.
— А ремонт тротуаров не запланирован?
— Запланирован. В каждом районе по 10 километров. Начнем с самых проблемных улиц. На Раззакова ремонт уже стартовал, на Московской начнется в ближайшее время.
Кстати, теперь коммунальщики не будут, как раньше, копать где захотят, а потом годами не асфальтировать дорогу. Почему народ должен терпеть это? Раскопал — будь добр поскорее восстановить, хоть днем и ночью работай. Если раньше, например, яму на 10 кубов закапывали в течение 45 дней, то теперь мы даем всего три. Не закончат вовремя — будут платить штраф.
— Многие автомобилисты жалуются, что крышки на канализационных люках разной высоты или вовсе отсутствуют...
— Штрафовать, наверное, надо?
— Такие грузовики вообще нельзя пускать в город. В Казахстане стоит им въехать — сразу штраф 500 евро, а в Германии — до 3 000 евро. В этом году, пока мы думали, вводить или не вводить такое ограничение, началась жара, и результат налицо — "гребенка", ямы и так далее...
— Да, но, кроме грузовиков, столицу заполонили микроавтобусы. Года 3-4 назад мэрия уверяла, что их уберут из центра города. Как решается эта проблема?
— Это тоже вопрос времени и средств. Убрать-то маршрутки легко, но нужна альтернатива — автобусы и троллейбусы. Подвижки есть: всем известно, что в нынешнем году были закуплены автобусы и в скором времени мы планируем приобрести еще больше сотни. Думаю, до конца года они уже будут в городе.
— Как идет подготовка к зимнему периоду?
Всем известно, что там, где мало снега, не будет и сильного гололеда. Но проблема в том, что муниципалитету катастрофически не хватает снегоуборочных машин. Сейчас прорабатывается вопрос их закупки. А пока будем очищать городские дороги силами "Тазалыка", "Бишкекзеленхоза" и "Бишкекасфальта". Этой зимой подсыпка песком будет производиться только в крайних случаях — в основном дороги будут обрабатывать солью и химреагентами.