Чем похожи кыргызстанцы и нигерийцы — интервью с главой ООН в КР

Жизнь нигерийца Озонниа Ожиело сильно изменилась в 2002 году, когда он начал работать представителем ООН в Сьерра-Леоне. Мужчина отказался от карьеры юриста и большой зарплаты на родине, чтобы помогать молодежи в развивающихся странах строить светлое будущее.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Господин Ожиело — сын полицейского и учительницы — сегодня занимает должность постоянного координатора Организации Объединенных Наций в Кыргызстане. Он поведал Sputnik об отличиях и интересном сходстве нигерийцев и кыргызстанцев, а также о планах ООН в нашей стране.

— Расскажите немного о себе и своей семье.

— По специальности я историк, преподавал в университете. Также занимал должность политредактора в одной из газет Нигерии. А еще я юрист, правозащитник и миротворец.

В Кемине молодым мамам помогли найти время для карьеры — фото
В 2002 году по просьбе ООН меня направили в Сьерра-Леоне, которая в течение двух лет испытывала ужасы гражданской войны. Я должен был разработать процедуры вывода этой африканской страны из кризиса. Закончив работу через полгода, сказал, что хочу вернуться домой, в Нигерию. Мне ответили: "Ты, наверное, шутишь! После той работы, которую проделал, ты не можешь все это бросить. Ты должен оставаться представителем ООН в Сьерра-Леоне". Тогда моя жизнь изменилась.

На родине я был успешным юристом и много зарабатывал. Однако мне довелось увидеть, как в разрушенной Сьерра-Леоне живут женщины и дети. Тогда я понял, что возможность помочь этим людям построить новое общество более важна, чем мои личные карьерные амбиции... А потом все сложилось так, что работа привела меня в Кыргызстан.

У нас с женой четверо детей: три мальчика и девочка. Сейчас у них важный жизненный этап — получение образования, поэтому, к сожалению, я не мог перевезти их с собой. Но они приезжали сюда на месяц и чудесно провели время. А когда моя семья закончит все дела, она присоединится ко мне. 

Чем похожи кыргызстанцы и нигерийцы — интервью с главой ООН в КР

—  Что отличает, а что объединяет Нигерию и Кыргызстан?

— В Нигерии 200 миллионов человек, страна делится на 36 штатов. Я родом из Энугу, где живут 4,5 миллиона, и потому более-менее ассоциирую этот штат с Кыргызстаном — по численности населения.

Мне кажется, кыргызов и нигерийцев объединяет уверенность в себе. Нет таких трудностей, которые остановили бы нас, наоборот, каждая — испытание, которое хотим преодолеть. Также кыргызстанцы и нигерийцы очень гордые люди.

В кухне двух стран тоже много общего, поэтому то, что шокирует в КР других иностранцев, для нигерийца нормально. Например, у нас есть похожие традиции — подавать на почетном обеде голову барана.

— Какими были ваши первые задачи по приезде сюда?

Сидят с мамами в тюрьмах — как будут вывозить детей кыргызстанцев из Ирака
— Основная цель ООН заключается в оказании поддержки правительству в реализации национальной стратегии развития. Моя персональная цель — поддержать всевозможные усилия по продвижению прав женщин. Для меня женщины — один из самых лучших социальных инструментов, если так можно выразиться. С их вкладом общество может развиваться не маленькими шагами, а делать квантовые скачки. Ведь вся социально-экономическая деятельность женщины направлена внутрь семьи: когда она образована и работает, то покупает вещи и продукты для себя, детей и мужа.

Еще одна цель — обеспечение лучшего будущего для молодых людей. Ведь если молодежь не сможет получать образование и государство не обеспечит ее работой, как она будет надеяться на лучшее?

Когда я езжу по Кыргызстану, мне нравится встречаться с талантливыми молодыми людьми. Я всегда привожу им свой пример социального лифта. Рассказываю, как я — сын полицейского и учительницы из Нигерии — смог стать постоянным координатором ООН в Кыргызстане. А значит, сын любого фермера из КР может представлять ООН в Нигерии. Не важно, насколько ты богат и кто твои родители, — ты можешь стать лучше и достичь больших успехов. Необходимо донести эту мысль до людей. 

Чем похожи кыргызстанцы и нигерийцы — интервью с главой ООН в КР

— Раз уж мы заговорили о борьбе за права женщин... У кыргызов издавна существовала добрая традиция, которая, к сожалению, сегодня сильно искажена, — ала качуу. Теперь даже есть статья в Уголовном кодексе — "Похищение невесты". Нигерийцам знакомы такие проблемы?

— Жители моей страны часто сталкивались с браками по договоренности. Отцы решали судьбы детей: когда те вырастали, они должны были вступить в брак без права голоса. Эта проблема была очень актуальна в 1940–1950 годах, но спустя десятилетие сошла на нет.

Чего добился Кыргызстан за 26 лет членства в ООН — только факты
На севере Нигерии существует проблема ранних браков (по велению родителей женятся 11-13-летние дети), но она распространена не сильно. Сегодня большинство нигерийцев верят в силу образования. Практика показывает, что 85-90 процентов населения страны не позволяет детям вступать в брак до окончания школы и университета. Более того, многие не разрешают дочерям выходить замуж, прежде чем они получат некоторую финансовую независимость.

Сегодня в Нигерии около двух миллионов студентов. Хочу отметить, что девушек среди них больше, чем парней. Женщины трудоустраиваются в любых сферах деятельности, но работа в пределах страны есть даже не для всех профессионалов. Этот вызов принимает государство...

— Женщине в Нигерии легко получить высокий государственный пост?

— Ничто не может остановить женщину, если она хочет занять какой-то пост. Однако ясно, что любая выборная государственная должность — это прежде всего деньги. Не каждый захочет инвестировать в кандидата-женщину. Исполнение некоторых законов требует внимания, но возможности для женщин у нас большие. Кстати, пост первого заместителя генерального секретаря ООН занимает нигерийка. 

Чем похожи кыргызстанцы и нигерийцы — интервью с главой ООН в КР

— Как вы планируете решать проблемы, связанные с правами женщин в Кыргызстане, — то же похищение невест или, как утверждают многие, трудности в назначении на высокие госдолжности?

— Мы принимаем участие в диалоге с государственными органами по поводу ала качуу. В стране принят закон, направленный на борьбу с этим явлением. Теперь нужно усилить ответственность правоохранительных органов. Среди милиционеров в регионах провели опрос, и выяснилось, что многие из них сами одобряют ала качуу. Наша задача — сделать так, чтобы блюстители порядка были на стороне жертвы, чтобы не повторились трагедии, подобные той, которая произошла с Бурулай Турдалиевой.

Ученики школы № 2 в Таласе начали получать горячее питание. Видео
А вовлечение женщин в госструктуры должно быть личным интересом глав государств. В законодательстве Кыргызстана есть норма о 30-процентной представленности лиц противоположного пола. Это значит, что женщины должны составлять минимум одну треть госслужащих. Однако во главе каждой из семи областей страны сегодня стоят мужчины... Я считаю, что мы должны лоббировать решение этого вопроса, постепенно увеличивая роль женщины на всех уровнях управления. Тогда это станет привычным, и женщины поймут, что их возможности безграничны.

Когда я гуляю по Бишкеку, часто вижу счастливые семейные пары. Но в регионах мы нередко встречаем женщин, которых мужья и их семьи превращают в некое подобие рабынь. И нигерийское, и кыргызское общество очень патриархально: вся власть отдана мужчинам. Я хочу обратиться к ним: ваша мужественность заключается не только в силе, но и в возможности наделять этой силой людей вокруг себя, в том числе женщин, защищать и оберегать их.

Если мы когда-нибудь услышим историю о том, как к имаму привели 16-летнюю девочку для совершения нике, а он отказался, заявив, что это незаконно, вот что станет большим шагом вперед. Чем больше будет таких примеров, тем лучше. Когда милиция перестанет отмахиваться от женщин, испытывающих насилие в семье, когда государственные и общественные организации будут пресекать эту проблему на корню, она решится сама собой.

На борьбу с такими проблемами в ближайшие четыре года ООН и Европейский союз выделят 5 миллионов 700 тысяч евро. 

Чем похожи кыргызстанцы и нигерийцы — интервью с главой ООН в КР

— Вы очень позитивный человек: носите интересные галстуки-бабочки, часто улыбаетесь и смеетесь. А наше общество привыкло считать, что люди такого ранга все время должны быть серьезными. Вам это не мешает?

— Улыбаясь, ты показываешь людям, что открыт к сотрудничеству. Это очень важно для тех, кто работает на высоких должностях, ведь их улыбающееся лицо является лицом всей власти. Для чего нужна государственная власть? В первую очередь — для диалога. Если власть улыбается, это очеловечивает ее в глазах народа.

Я понимаю, что в Центральной Азии серьезный человек в кресле является образцом самой власти, но такое отношение устарело. Наша задача — сломать стереотипы и заменить неработающие традиции тем, что поможет современному обществу объединиться. Поэтому людям, которые наделены властью, важно не сохранять серьезное лицо, а говорить: "Смотрите, я ваш лидер и моя задача — решить ваши проблемы".

Кстати, костюм, который на мне сейчас, сшит в Кыргызстане. Я безгранично люблю вашу страну и доказываю это не только своими делами, но и внешним видом. Я верю в блестящее будущее вашего народа. Просто мы, лидеры, должны дать ему почву, от которой он сможет оттолкнуться, чтобы сделать шаг вперед.