Незрячий попросил помощи, а девушка нахамила ему — беседа с бишкекчанином

Бахтияр Мамбетказиев помогает незрячим и глухим кыргызстанцам найти работу. Мужчина сам с детства плохо видит. Он рассказал Sputnik, с какими проблемами сталкиваются незрячие в КР, и объяснил, почему не нужны спецшколы для слабовидящих детей.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

"Людям с плохим зрением практически нереально найти работу. Однако не думайте, что мы ни на что не способны. Наши ребята — отличные мастера и технари. Многие устраиваются даже официантами", — начал рассказ Бахтияр.

13 ноября в мире отмечается День слепых людей. В Кыргызстане зарегистрировано более 5 тысяч незрячих.

— Расскажите, каким вы видите окружающий мир.

Бишкекчане дурят незрячих продавцов. Но не так, как вы думаете, — бизнесмен
— Я вижу силуэты, дорогу, автобус, но не могу разглядеть ваших губ, не вижу глаз, ям на трассе… Номер троллейбуса я тоже не могу увидеть. В детстве врачи обнаружили у меня катаракту, провели не самую удачную операцию, и со временем я начал терять способность четко видеть предметы. Сейчас вижу всего на 2 процента, постепенно зрение еще ухудшится. Болезнь прогрессирует, а лечения, которое вернуло бы мне способность видеть, нет. Можно лишь приостановить процесс. Только это очень дорого, цена вопроса — больше 10 тысяч долларов. У меня таких денег нет. 

— Вы помогаете незрячим с работой.

— В первичную организацию Кыргызского общества слепых и глухих обращается много людей. Я, можно сказать, торага этого предприятия. Наша задача — по возможности трудоустроить всех и предоставить нашим подопечным хотя бы минимальные условия.

Сегодня есть несколько объектов, куда мы трудоустраиваем людей с ограниченными возможностями. Нужны кадры в швейную промышленность, туда отправляем глухих. Слепых трудоустраиваем на предприятия по производству крышек или в специализированные кафе.

Один из наших подопечных открыл небольшой бизнес: выпускает скоросшиватели и крышки для банок и бутылок. Несколько лет назад мы помогли мужчине из нашего клуба открыть кафе. Он слепой, не понаслышке знает, как трудно найти работу слабовидящим людям. Идея заключалась в том, чтобы другие незрячие могли устроиться туда официантами, поварами или уборщицами. Нам удалось на время "выбить" для него помещение, и проект заработал. Но были нюансы, из-за которых пришлось закрыть заведение: помещение было построено незаконно, и его пришлось снести.

Незрячий попросил помощи, а девушка нахамила ему — беседа с бишкекчанином

— Насколько сложно передвигаться по Бишкеку людям с плохим зрением?

— В столице практически нет условий для здоровых людей, что уж говорить об инвалидах? Есть мировые стандарты, но Бишкек по ним не живет. Город должен быть удобен для людей с ограниченными возможностями, только в таком случае он будет комфортным. Представьте, каково жить в Бишкеке тем, кто не может самостоятельно ходить. Хорошие тротуары есть лишь на главных улицах. Пандусы в общественных местах… Похоже, их устанавливают для того, чтобы сократить число колясочников. Вы видели пандусы в подземках или жилых домах? Кажется, их проектировали идейные вдохновители игры "Остаться в живых".

Но есть и положительные нюансы, например, желтые выпуклые дорожки в подземных переходах. Они сделаны специально для слепых, чтобы определять направление и не теряться в пространстве. Большой плюс, что в городе установили такие ориентиры. А в аптеках на лекарствах написаны названия по системе Брайля. Правда, некоторые продавцы думают, что это для красоты.

У бишкекчанки просто болела нога — через полгода ей поставили страшный диагноз
Есть еще один момент, о котором хотелось бы упомянуть. Я обучался в школе для слепых детей и могу уверенно сказать, что отдавать ребенка в такое учебное заведение неправильно. Одиннадцать лет он учится в комфортных условиях, а потом попадает в реальный мир, где никто не обращает внимания на то, что он слепой. Детей с плохим зрением сразу нужно отдавать в обычные школы: да, будет сложно, но это лучший способ адаптировать их в обществе. Когда я поступил в университет, чуть не сошел с ума, элементарные задачи давались с огромным трудом.

— Расскажите о неловких ситуациях, с которыми вы сталкивались.

— Многие не догадываются, что у меня проблемы со зрением. Визуально это практически никак не определяется: я достаточно уверенно хожу без трости.

Сейчас стараюсь не просить помощи у девушек: они начинают воспринимать любые мои вопросы как повод познакомиться. Периодически бишкекчанки просто отмахивались и уходили прочь, сказав какую-нибудь колкость. Однажды меня с приятелем, который вообще ничего не видит, приняли за геев — все из-за того, что мы шли под руку. Прохожий начал громко осуждать наши якобы отношения.

Супруга однажды тоже попала в очень неловкую ситуацию. Она видит еще хуже, чем я. Как-то раз жена переходила дорогу. Перейдя на нужную сторону, замешкалась. В этот момент прохожий решил ей помочь. Жену взяли под руку и потащили на другую сторону трассы… Она пыталась объяснить, что ей нужно в другую сторону, но ее не слушали. В итоге ее перевели и оставили.

Чаще все же меня радуют доброта и отзывчивость наших горожан. Многим подопечным общества глухих и слепых помогают. У нас есть дедушка Боря, который несколько раз в неделю приезжает из дома престарелых. Он неплохой музыкант, играет в нашем небольшом оркестре. Проблема в том, что дед Боря слепой, он не видел никогда и ничего. Передвигается с тростью и в принципе привык обходиться сам. Так вот: часто деда довозят прохожие, которые его узнают. Некоторые переживают, что он заблудится, и провожают до клуба. 

Незрячий попросил помощи, а девушка нахамила ему — беседа с бишкекчанином

— Извините за личный вопрос, но вы сказали, что женаты и супруга тоже практически не видит. Как вы познакомились?

— В первичной организации Кыргызского общества слепых и глухих не только трудоустраивают. Мы сами организовываем себе досуг, творческие вечера. Больше десяти лет назад к нам пришла новенькая. Тогда я еще видел, это была стройная красивая длинноногая девушка с шикарными волосами. Она была такой красоткой, что глаз не отвести! Новенькая была практически слепой. У нас обоих отличный музыкальный слух — я начал играть на гитаре, а она запела.

Когда-то этот бишкекчанин не мог ходить. Сейчас он успешный программист
Ах, как она пела! Через несколько лет мы поженились. Жена до сих пор мне поет. У нас двое сыновей. Наши мальчики хорошо видят, они и есть наши глаза в этом мире. Когда мы чего-то не замечаем, они детально описывают нам это. Например, рассказывают, как красиво украсили город или какие цветы высадили на площади.

Сейчас жена обучает людей, которые ослепли в сознательном возрасте. Вот у кого непростая работа, так это у нее. Дело в том, что незрячий с рождения не так остро переживает слепоту, чем потерявшие эту возможность со временем. В школе они не только учат людей ориентироваться в пространстве — они учат жить заново. Я восхищаюсь супругой и тем, чем она занимается.

— Какие пособия слабовидящие получают от государства?

— Ох, это копейки! Все зависит от степени инвалидности, но средний размер пособия — от полутора до 5 тысяч сомов. Об инвалидах государство и журналисты вспоминают только в преддверии дня ЛОВЗ.

Ежегодно мы устраиваем небольшой праздник в нашем клубе, отмечая День слепых. Последние двадцать лет программа одна и та же: люди с инвалидностью выступают для других людей с инвалидностью. Думали в этот раз пригласить звезд отечественной эстрады или знаменитых кавээнщиков, но не вышло. Может, к 3 декабря получится — к Международному дню инвалидов. 

Незрячий попросил помощи, а девушка нахамила ему — беседа с бишкекчанином

— Если кто-то захочет помочь вашему обществу, как это сделать?

— Вы видели наш клуб, где мы базируемся? Все, что нам нужно, — ремонт. Он проводился последний раз в 60-х годах. Везде торчат провода и холодно. Рано или поздно здание либо развалится, либо сгорит из-за плохой проводки. Мы не обращались в мэрию: у нее и так слишком много проблем. Нам уже не раз отказывали в мелких просьбах, поэтому о ремонте с муниципальными властями лучше и не говорить.