Делать ребенку прививку или нет — вопрос, которым задаются многие родители в Кыргызстане. При этом следует помнить, что непривитый ребенок рискует не только заболеть сам, но и заразить других детей. Мы постарались задать директору Республиканского центра иммунопрофилактики Гульбаре Ишенапысовой самые распространенные вопросы, среди которых, есть ли связь между вакцинацией и возникновением аутизма. Надеемся, эта информация поможет родителям принять правильное решение.
Директор Республиканского центра иммунопрофилактики Гульбара Ишенапысова
— Почему все больше родителей отказываются прививать детей?
— Сейчас век информации и технологий, и родители, начитавшись в интернете о негативных последствиях вакцинации, боятся прививать детей. На самом деле это большой риск. Мы начали регистрировать "отказников" с 2016 года. Нам удалось установить, что около 68 процентов родителей отказались вакцинировать детей по религиозным убеждениям, остальные — из-за сомнений в качестве и составе вакцины. В основном это молодые родители, проживающие в Бишкеке и Чуйской области.
— В каких странах Кыргызстан закупает вакцины?
— Это один из самых часто задаваемых родителями вопросов. Страна не первый год покупает вакцины. Они приобретались и в советское время и после — в период независимости. Единственное, что изменилось, — это финансовая устойчивость. Ежегодно для плановой иммунизации не только детей, но и взрослого населения государство выделяет 83-85 миллионов сомов. Поэтому правительство и Министерство здравоохранения КР несут полную ответственность за безопасность вакцин. Для нас очень важно то, что мы приобретаем вакцины, имеющие переквалификацию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Такое может позволить себе далеко не каждая страна. То есть вакцины, которые покупает Кыргызстан, соответствуют всем требованиям по срокам, составу, хранению. Страны-поставщики имеют международный сертификат JMP, и у них хорошая репутация на мировом рынке. Это вакцины бельгийского, японского, болгарского, индийского производства. То есть разные вакцины из разных стран-производителей. Вакцины, имеющие переквалификацию ВОЗ, стоят дорого, поэтому наша страна приобретает их в том числе при поддержке доноров — Глобального альянса иммунизации. Конечно, есть и дешевые вакцины, например российского производства, но они не имеют международных сертификатов, поскольку предназначены исключительно для своего населения. Китай тоже производит вакцины по низким ценам, но у них нет соответствующих документов стандарта качества.
— Имеются ли у нас лаборатории, чтобы проверить качество и безопасность вакцин?
— К сожалению, нет, поскольку они очень дорогостоящие. Многих родителей именно это беспокоит. Они часто спрашивают, где и как можно проверить вакцины, чтобы быть уверенными в качестве. Мы отвечаем, что главный показатель — отсутствие побочных эффектов. Каждый флакон имеет специальный индикатор, который реагирует на температуру хранения — как на плюсовую, так и на минусовую. За качество несут ответственность правительство и Министерство здравоохранения КР.
— В каких условиях хранятся вакцины? Соответствуют ли эти условия требованиям?
— В Кыргызстане для этого разработана целая система холодовой цепи. Вакцины поступают со сроком годности до трех лет. Республиканский центр иммунопрофилактики несет ответственность за доставку вакцин в медицинские учреждения. Каждый работник прошел соответствующее обучение. Мы все отслеживаем и ведем мониторинг. Есть специальные санитарные службы, которые выезжают в регионы и проверяют температурный режим хранения вакцин. На местах проверка ведется каждый день утром и вечером. Многие вакцины хранятся при температуре +2, +8 градусов (те, где есть живые бактерии), а некоторые требуют -25. Очень важно, что правительство обеспечивает нас холодовым оборудованием каждый год, потому что бытовые холодильники непригодны для таких целей.
— Были ли случаи, когда по ошибке использовались просроченные вакцины?
— Такого быть не может. Ведь это не просто лекарство, а иммунобиологический препарат. Каждый медицинский сотрудник и его руководитель несут персональную ответственность.
— Отличаются ли вакцины в государственных и частных поликлиниках по качеству?
— Государственные и частные поликлиники бесплатно обеспечиваются вакцинами из одного центра, то есть с национального склада. Разрешение частным клиникам на приобретение вакцин выдается Министерством здравоохранения КР. Это разрешено законом. Но они приобретают даже те, которых нет в обязательном календаре. Например, делают прививки против клещевого энцефалита, желтой лихорадки, менингита, гриппа. Но они должны делать прививки на безвозмездной основе и принимать оплату только за услуги.
— Можно ли сделать график обязательных прививок более гибким, ведь каждый ребенок развивается индивидуально?
— Перед тем как получить прививку, ребенок проходит обследование. Изучаются его медицинская карта и история развития, учитывается неврологический статус. Да, есть клинические протоколы, согласно которым ребенку назначают временные длительные отводы. То есть некоторые дети освобождаются от обязательного календаря и прививаются в подходящее для них время.
— Каким детям нельзя делать прививки?
— С неврологическим статусом. Также любой ребенок на момент прививки должен быть абсолютно здоровым. Измеряется температура, проводится общий осмотр состояния. Только после этого педиатр делает назначение. Если в истории развития ребенок наблюдался у невропатолога, то перед прививкой необходимо назначить повторное обследование.
— Правда ли, что некоторые вакцины содержат ртуть, которая якобы негативно влияет на развитие мозга?
— Да, нам часто задают и этот вопрос. Некоторые родители говорят, что из-за прививки у их ребенка развился аутизм. Еще в 1994 году один американский ученый — к сожалению, не помню, как его зовут, — провел исследование, в котором связал заболеваемость аутизмом с вакцинацией. Через два года судебных разбирательств он отказался от такого мнения. Но этого было достаточно, чтобы началась антипрививочная кампания.
Что касается состава вакцин... Я, конечно, не химик, но их состав известен. Да, есть вакцины, которые содержат ртуть и другие химические элементы, но в минимальных, допустимых международными нормами дозах. У нас в стране нет ни одного подтверждения того, что прививка привела к аутизму.
— То есть нет оснований переживать по этому поводу?
— Наша задача — рассеять подобные сомнения. Медработники основываются на фактах. Если бы были зарегистрированы такие случаи, мы бы обязательно отреагировали. Дети наблюдаются у разных врачей, ни одного подобного заключения не было. Научно доказано, что вакцины не приводят к аутизму. Прививка может привезти к энцефалиту и другим осложнениям, но не к аутизму.
Таких фактов не было ни в Кыргызстане, ни где-либо в мире. Мы реагируем на каждое проявление побочных действий после прививки — на длительную температуру (2-4 дня), непрекращающийся плач. Каждый случай расследуется комиссией. Мы разработали клинический протокол, где есть обоснования, на что может быть реакция. В основном это реакция на БЦЖ-вакцину (прививка от туберкулеза. — Ред.), в результате которой может развиться лимфаденит. Особых побочных эффектов быть не может. Если возникнут какие-то осложнения, связанные с вакциной, и этот факт будет доказан, а ребенку дадут инвалидность, то государство возместит все расходы.
— Невропатологи государственных учреждений могут диагностировать аутизм перед тем, как назначить прививку?
— Прививка делается с рождения. И мне кажется, каждый родитель сам хорошо знает, как развивается его ребенок. Возможно, это просто совпадение, возможно, у ребенка были сопутствующие болезни. Мы расследуем каждый случай.
— Какая ответственность предусмотрена в случае ошибки медицинского персонала?
— Серьезных разбирательств в юридическом плане не было, но имеются жалобы и обращения родителей. В таких случаях создается комиссия, мы изучаем побочные эффекты по специальным критериям, устанавливаем, связаны ли они с прививкой. В 2012 году был резонансный случай с пентавалентной вакциной, которую медсестра ввела по неправильной технике. Она понесла ответственность.
В стране есть комиссии областного и районного уровней, туда можно подавать жалобы. Если случай требует детального анализа, можно написать в республиканскую комиссию.
— Все-таки допускается, что у ребенка могут возникнуть побочные эффекты после прививки и он может стать инвалидом?
— Да. И закон защищает не только медицинских работников, но и родителей. Мы проводим эпидемиологический надзор за побочными проявлениями. Повторюсь, в основном бывает реакция на БЦЖ-вакцину, других серьезных последствий ни разу не было зафиксировано. В течение 30 минут после прививки ребенок должен оставаться под наблюдением врача, не нужно уходить сразу. Далее мы наблюдаем за ребенком 1-2 дня. Медицинские работники ведут патронаж. Они предупреждают мам, что после прививки может повыситься температура, но это обычная реакция.
— Откуда исходит антипрививочная кампания? Какая ведется информационная работа?
— Исследования показывают, что негативное отношение населения к иммунизации возникает из-за распространяемой информации, что, скорее всего, финансируется на мировом уровне. Такая кампания проводится не только в Кыргызстане, но и в Казахстане и многих других странах. Я работала в областях и районах и видела у некоторых родителей на руках диски с информацией и об аутизме, и даже о летальных исходах, к которым якобы приводят прививки. Всемирная организация здравоохранения придает этой проблеме глобальное значение.
Мы постоянно обмениваемся опытом со специалистами Роспотребнадзора, и коллеги сказали, что у них разрабатывают специальный законопроект. Например, если какой-то научный сотрудник — будь то профессор или доцент — написал необоснованную информацию о вреде вакцинации, он будет нести административную ответственность. Каждая страна ищет выход. В связи с тем что у нас много "отказников" по религиозным убеждениям, мы работаем с ДУМК и советами улемов. Мы понимаем, что наши приказы никто не будет читать, что больше прислушаются к религиозным представителям, поэтому разрабатываем фетву, которую можно распространить в мечетях.
— Почему отказ от прививки даже одного ребенка может иметь серьезные последствия?
— Например, если на первом этаже ребенок заболел корью, то может заразиться ребенок, который живет на девятом этаже. Радиус распространения вирусов очень высокий. Поэтому каждый родитель должен задуматься о последствиях. Сейчас мы поддерживаем необходимый охват — выше 95 процентов привитых по стране. Но показатели снижаются, а этого допускать нельзя, так как это может привести к росту вакциноуправляемых инфекций, эпидемии. Страна развивается, а вместе с ней и туризм, который может способствовать передаче различных болезней воздушно-капельным путем. Вакцина регулирует высококонтагиозные заболевания.
— Когда в стране была вспышка кори и краснухи, причины установили?
— Да, вспышка была в 2015 году. Тогда 17 детей заболели корью. Из них 50 процентов — не привитые по возрасту. Прививка от кори делается в 1 год и в 6 лет. Заболели и 7-месячные, и 8-месячные дети. 20 процентов — дети, родители которых вообще отказались от вакцинации. Тогда была запущена кампания вакцинации против кори, в рамках которой были привиты 96 процентов населения от двух до 20 лет.
Кстати, сейчас идет регистрация паротита. С 1992-го по 2000 год в стране были перебои с вакцинами из-за отсутствия финансирования, и более 300 тысяч детей не получили прививки от этого заболевания. Ребенок должен получить две дозы прививки от паротита, эта вакцина самая дорогая. Тем, кто не получил тогда прививки, сейчас 15, 19, 20, 29 лет. Мы их знаем даже пофамильно. Сейчас изыскиваем средства на приобретение моновакцин для этих взрослых.
Полную версию интервью можно послушать на радио Sputnik Кыргызстан в субботу, 23 ноября, в 12:00 и повтор в 14:30.
Календарь и наименования вакцин можно посмотреть здесь. Информацию о вакцинах можно узнать и по телефону (0312) 32-31-11.
Интервью проведено в рамках авторской программы "Я — родитель". Это социальный проект о родительстве и воспитании. Его цель — повышение уровня осведомленности женщин и мужчин об ответственном подходе к созданию семьи, о планировании беременности и родов, воспитании детей. Мы рассказываем истории родительства известных кыргызстанцев, а также беседуем с профильными специалистами (акушерами-гинекологами, педиатрами, диетологами и психологами), которые дают рекомендации.