По словам правоохранителя, за год работы туристической милиции зарегистрировали 1 856 обращений от иностранцев. Большая часть — просьбы показать дорогу, поскольку многие туристы в Кыргызстане не прибегает к услугам гидов.
— Сейчас туристическая милиция работает в столице, Оше и Иссык-Кульской области. Есть ли в планах распределить сотрудников и в другие регионы?
— Это пилотный проект. Возможно, в будущем начнем работать по всей стране, только определенных сроков нет.
— Скоро снова ожидается приток иностранцев, заинтересованных в зимних видах спорта. Будет ли туристическая милиция работать в горных районах?
— Планируем работать на горнолыжных базах, например, в Караколе и Бишкеке.
— При введении туристической милиции отбор прошли 60 человек. Сколько у вас сотрудников сейчас?
— А выписать штраф пешеходу можете?
— Да, конечно.
— Часто прибегаете к таким мерам?
— Нет, стараемся предупреждать водителей и пешеходов. Наша цель — предупредить нарушение.
— Каким образом это работает?
— По закону предупреждение выдается в письменном виде. Оно действует шесть месяцев. Через свою базу данных мы можем пробить, получал ли этот человек предупреждение. Если да, то выписываем штраф. Выясняем это через планшеты.
— По каким конкретно вопросам к вам обращаются иностранцы чаще всего?
— Зачастую спрашивают, где находится ЦУМ или площадь.
— Если иностранец обращается к вам за помощью, можете его сопроводить?
— Да, для этого есть пять авто: два внедорожника для работы в горных условиях и три легковые машины. Сопровождение бесплатное. А расстояние, на которое мы можем его сопроводить, согласуется с руководством. Если к нам заранее обращаются туристы, можем даже в аэропорту встретить и отвезти куда надо (все по приказу).
— Какой момент из вашей работы запомнился больше всего?
— Такие случаи каждый день происходят. Самый запоминающийся — это когда к нам прилетел китаец. Он ехал в Казахстан, но по ошибке прибыл в Кыргызстан и все время думал, что находится в соседней стране. Прилетел, пробыл здесь три дня, при этом даже не спросил ни у кого, где находится. Просто путешествовал. Через три дня мы ему объяснили, что это Кыргызстан, посадили в машину и отвезли на автовокзал, откуда он уехал в Казахстан.
— Когда вам пришла в голову идея стать милиционером?
— Мне 24 года. Родился в селе Бакай-Ата Таласской области. С детства мечтал стать военным, но родители хотели, чтобы я стал врачом, потому что дедушка был хорошим хирургом, помогал людям. Я поначалу хотел поступать в Кыргызскую государственную медицинскую академию, думал стать стоматологом, но не получилось. Потом пришла мысль стать милиционером, служить родине, поступил в Академию МВД. Затем получал образование в Международной полицейской академии в Турции.
— Что можете рассказать о личной жизни?
— Я не женат. У меня есть брат, он тоже работает в правоохранительной службе. Есть сестра-стоматолог и сестренка — работает инспектором в аэропорту "Манас".
— Когда вы начали работать в органах?
— Интересен ваш карьерный взлет. Как вышло, что именно вы стали командиром взвода? Чем вы отличились?
— Ну, не знаю, меня выбирали. Предложили стать командиром взвода, смотрели на мышление, физическую подготовку, и я прошел.
— В соцсетях некоторые пользователи писали, что вы получили повышение благодаря связям с высшими чинами.
— Я из простой семьи: отец — частный предприниматель, мама — домохозяйка. Отбор на место командира проводился на конкурсной основе. Наверное, я смог доказать, что могу изменить систему.
— Например?
— Примеры не могу привести.
— Есть ли моменты, которые вас разочаровали в системе правоохранительных органов, которые вы хотели бы изменить?
— Могу сказать, что система уже изменилась, потому что сейчас в новых отделениях (туристическая милиция, УПСМ. — Ред.) работают в основном гражданские. Они мыслят по-другому. Это именно те изменения, которых я хотел.
— Местные жители в Кыргызстане нередко воспринимают иностранцев как живой кошелек. Обращались к вам туристы с просьбой помочь из-за того, что их обсчитали? Как вы им помогаете?
— Зачастую такие случаи бывают между иностранцами и таксистами. Таксисты берут за проезд много денег и еще запугивают иностранцев. Туристы в основном жалуются на это. Ежедневно мы проводим беседы с таксистами, спрашиваем у туристов, не брали ли с них таксисты лишнее.
— Половину ваших сотрудников перевели в УПСМ. Какие обязанности будут у вас теперь?
— Мы обеспечиваем безопасность иностранцев, патрулируем в зонах скопления, которые часто посещают туристы. Оказываем правовую помощь, консультируем, оперативно реагируем на правонарушения в отношении или со стороны иностранцев.
— А какие преступления совершают иностранцы в Кыргызстане?
— Таких случаев пока не было, туристы у нас хорошие.
— Каким образом в МВД повышают знание иностранных языков? Есть ли какие-то курсы?
— Мы изучаем английский язык три раза в неделю. В МВД приходят педагоги из Американского университета в Центральной Азии, преподают в аудитории, где учатся все 30 инспекторов.
— Вы вооружены?
— Да, но не могу сказать, чем именно. Это служебная тайна.
— Как вас находят туристы? Подходят на улице или приходят в отделение милиции и пишут заявление?
— На улице подходят. У нас есть повязка, на которой на кыргызском, русском и английском написано "туристическая милиция". Вначале они боялись нас, а сейчас уже другое отношение. Туристы сами подходят к нам, фотографируются. Даже если у них нет проблем, они подходят просто побеседовать.
— Как часто совершаются нападения на туристов — вооруженные или невооруженные?
— Таких случаев не было, пусть и впредь не будет.
— Что происходит после того, как вы выходите утром из РУВД, как проходит день туристического милиционера?
— Мы патрулируем зоны, которые часто посещают туристы: площадь Ала-Тоо, торговые центры, отели, многолюдные парки.
— Этим летом наш сотрудник специально вышел в центр столицы, чтобы поговорить с вашими коллегами на английском языке. Он хотел повторить эксперимент, когда наш корреспондент беседовала с туристической милицией в декабре прошлого года. Но не смог найти ваших коллег, хотя раза четыре обошел центр города. Может, есть определенное место, где вас можно найти?
— Летом мы работали на Иссык-Куле, тогда там было много туристов, а инспекторов в Иссык-Кульской области очень мало, поэтому нас откомандировали туда. А вообще, нас всегда можно найти у кинотеатра "Ала-Тоо" и на центральной площади. Насчет вашего эксперимента хотел сказать, что наш глава взвода не смог тогда поговорить с вашей коллегой на достаточно хорошем уровне, поскольку начальнику туристической милиции Бишкека не обязательно знать английский язык — соответственно, мне тоже не обязательно. Я специализируюсь на турецком языке.
— Бывали ситуации, когда вам звонили родственники или знакомые и просили устроить на работу кого-нибудь в обмен на что-то?
— Нет, такого не было. Отбор только по конкурсу.
— А сколько раз вам предлагали взятку?
— Из-за того что мы сейчас следим и за безопасностью на дорогах, нам почти каждый день предлагают взятки сами водители.
— Вы их брали?
— Нет конечно.
— Есть информация, что в туристическую милицию устраиваются, чтобы позже перейти в другое подразделение. В вашем взводе были такие ситуации?
— Нет. Все сейчас работают на своих местах. Переводов не было.
— Каковы основные критерии для желающих стать инспектором туристической милиции?
— Быть добросовестным, честным, пунктуальным, в хорошей физической форме, с высшим юридическим образованием и знанием минимум одного иностранного языка.
— Какая у вас зарплата?
— Точно ответить не могу, но у нас доход выше, чем у обычных милиционеров.
— Что думаете о том, чтобы переодеть туристическую милицию в красивую национальную одежду и посадить на лошадей? Мы ведь хотим повысить туристическую привлекательность, таким необычным образом можно сохранить национальный колорит.
— Это решает МВД, но я бы согласился. Мы тоже такое планировали. Вначале думали ходить в гражданском и с бейджиками, потому что туристы боятся формы.
— Эта идея отброшена или может реализоваться?
— Не знаю, может, реализуется в будущем.