Зачем США хотят "встроить" Афганистан в Центральную Азию — мнение эксперта

Бишкек, Ашхабад, Душанбе, Нур-Султан, Ташкент, Москва и Пекин имеют в регионе общие стратегические цели и обречены на взаимодействие. Но новая стратегия Вашингтона в Центральной Азии выглядит потенциально конфликтной и неконкурентоспособной, считает эксперт.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Александр Хроленко, военный обозреватель

За 18 лет военного присутствия в Афганистане американцы продемонстрировал миру разнообразие стратегий и очень мало реальных достижений. Сегодня большую часть территории страны контролируют талибы, войска США защищают преимущественно периметры собственных баз, Вашингтон стремится переложить ответственность за дальнейшую судьбу Афганистана на ближайших соседей — Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан. И заодно — усилить американское влияние в Центральной Азии.

Козлов: для установления мира в Афганистане нужен диалог со всеми сторонами
Администрация президента США Дональда Трампа разработала новую американскую стратегию в отношении Центральноазиатского региона. Прослеживается намерение убить сразу несколько "зайцев". Суть стратегии: реинтеграция (на американских условиях) Афганистана в Центральную Азию и сопутствующее снижение влияния конкурентов — России и Китая.

Однако региональные соседи видят ситуацию в стране: перманентная гражданская война и высокая активность трех десятков террористических группировок на территории Афганистана. Вряд ли хоть одно центральноазиатское государство пожелает разделить такую судьбу.

По данным миссии ООН (UNAMA), в афганском конфликте за последние 10 лет погибли и пострадали более 100 тысяч мирных граждан. Боевым действиям не видно конца. Отдельные попытки властей навести порядок в той или иной части страны заметных результатов не приносят. Переговоры Вашингтона и Кабула с талибами оказались в тупике — после серии терактов и гибели нескольких американских военнослужащих. По итогам восьми встреч между спецпредставителем США по Афганистану Залмаем Халилзадом и движением "Талибан"* выработан лишь проект соглашения о прекращении огня в стране.

Информация к размышлению

Американский проект прямо затрагивает интересы Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, а также России и Китая. Москва и Пекин многое делают для стабилизации обстановки и укрепления безопасности в Центральной Азии. Соединенным Штатам приходится действовать в сложной системе координат и с учетом негативного опыта (ранее американцы пытались реализовать стратегию "С5+1", но что-то пошло не так — страны региона предпочли развитие вне благодетельного влияния Вашингтона).

Кошкин: Используя Афганистан, США хотят контролировать Китай и ЦА
Еще до публикации новой стратегии делегация США впервые за четыре года посетила Кыргызстан, Вашингтон тепло принял министра иностранных дел Туркменистана. На встрече с главой казахского МИД Мухтаром Тлеуберди 13 декабря госсекретарь Майк Помпео заявил: "Казахстан является лидером в Центральной Азии, на который Соединенные Штаты полагаются как на надежного партнера в регионе". Американцы могут считать перспективной площадкой для восстановления своего влияния Узбекистан и Туркменистан, которые не являются членами ОДКБ, но имеют весьма протяженную общую границу с Афганистаном (соответственно участки 137-й и 745-й километры).

Приоритеты и точки приложения усилий определены, акценты расставлены, однако американцам мешают самим фактом соседства и структурного присутствия в регионе Россия и Китай (ОДКБ, военные базы РФ, Евразийский экономический союз, миллиардные инвестиции). Вероятно, талибы мешают в меньшей степени.

Куда девать талибов

В северной афганской провинции Балх неподалеку от военной базы в ночь на 26 декабря взорвался очередной автомобиль, начиненный взрывчаткой. Погибли не менее шести военнослужащих. К сожалению, это будни страны. И в соседних государствах Центральной Азии крайне болезненная проблема сосуществования с талибами наверняка перевесит многие тонны долларов американской помощи.

На территории Афганистана находятся тысячи действующих боевиков террористических организаций, которые являются выходцами из стран Центральной Азии. Кроме того, тема соблюдения прав человека и прочие инструменты гибридного влияния остаются в арсеналах Госдепа США. Сегодня внутриполитическая ситуация в странах региона выглядит достаточно стабильной, и все же экспансия талибов на север, повторение "арабской весны" вполне возможны.

Эксперт рассказал, как Афганистан может достичь стабильности
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 27 ноября в Бишкеке не случайно заявил, что Россия не одобряет действий "внерегиональных игроков", пытающихся "повлиять на внешнеполитический курс региона в нужном для себя ключе, навязать его народам рецепты и модели развития и поведения".

По словам главы МИД, российская политика "лишена скрытых повесток и двойных стандартов". Центральная Азия является для России жизненно важным регионом с точки зрения безопасности, и Москва ничем не поступится для сохранения в нем стабильности.

В сложившихся условиях только Ашхабад, Бишкек, Душанбе, Нур-Султан, Ташкент, Москва и Пекин имеют в регионе общие стратегические цели, обречены на укрепление взаимодействия экономик, вооруженных сил и спецслужб. При всей огромности финансовых ресурсов США новая стратегия Вашингтона в Центральной Азии выглядит потенциально конфликтной и неконкурентоспособной.

* Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и ряде других стран.