Пресс-центр

Кто будет управлять аэропортами Кыргызстана? Мы попытались разобраться

На днях первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов заявил, что все воздушные гавани страны передадут под внешнее управление. Эксперты рассказали, как такая инициатива скажется на пассажирах.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

О том, что все аэропорты страны, в том числе два крупнейших — "Ош" и "Манас" — передадут во внешнее управление, стало известно 27 января. Соответствующее заявление сделал вице-премьер-министр Кубатбек Боронов.

Он рассказал, что в декабре завершилась работа по подготовке проектов передачи аэропортов под внешнее управление. Однако на деле все оказалось не так просто.

Куда и на чем можно летать из Кыргызстана
Обычно компания переходит под внешнее управление в случае банкротства или кризиса. Например, когда руководство допускает ошибки, нерационально используются денежные средства или квалификация персонала слишком низкая.

Однако тут совсем не тот случай. У ОАО "Международный аэропорт "Манас" (МАМ), которому принадлежат все 11 аэропортов республики, нет никаких финансовых сложностей. Например, в 2019 году его чистая прибыль составила около 2 миллиардов сомов.

Решение кабмина сменить руководство аэропортов связано с другой причиной. Власти мечтают превратить Кыргызстан в транзитный узел, который соединит Юго-Восточную Азию и Европу, рассказал директор Центра государственно-частного партнерства при Минэкономики Данияр Абдылдаев.

Он выступил в рамках пресс-конференции "Все аэропорты КР отдадут под внешнее управление — что это значит" в мультимедийном пресс-центре Sputnik.

Кто будет управлять аэропортами Кыргызстана? Мы попытались разобраться
"В Центральноазиатском регионе наблюдается конкуренция среди аэропортов. Сегодня активно развиваются международный аэропорт Алматы и сеть аэропортов Узбекистана. В связи с этим мы не должны отставать от соседей, и международный опыт поможет нам конкурировать с ними", — рассказал он.

Предполагается, что благодаря внешнему управлению улучшатся уровень обслуживания и система безопасности, увеличится количество пассажиров. В качестве примера директор Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Курманбек Акышев привел аэропорт на Иссык-Куле.

Кто будет управлять аэропортами Кыргызстана? Мы попытались разобраться
"Можно отстроить его до международного стандарта, можно развить с помощью инвестора. Почему бы нет? Такие идеи у нас есть. Сейчас там нет топливозаправочного комплекса, он только строится. Нет терминала пассажирского, терминала карго. Если инвестор придет и построит их за короткое время, то ради Бога!" — отметил он.

Представители госорганов добавили, что благодаря более эффективному руководству можно будет снизить стоимость авиабилетов.

Остались без самолетов. Горькая правда о гражданской авиации Кыргызстана
"В международной практике более 60 процентов доходов поступает от неавиационной деятельности (сдача в аренду помещений, торговля. — Прим. ред.). В нашей стране эта сумма составляет 20-25 процентов. Если придет международный оператор, он будет обращать внимание на увеличение неавиационных доходов. Соответственно это перекроет расходы авиакомпаний, что позволит снизить стоимость билетов", — отметил Абдылдаев.

Однако заместитель председателя правления ОАО "Международный аэропорт "Манас" Абдималик Бусурманкулов подчеркнул, что цены на билеты определяются исключительно авиакомпаниями, а не аэропортом.

Кто будет управлять аэропортами Кыргызстана? Мы попытались разобраться
"Не надо питать иллюзий, что придет инвестор и снизит стоимость авиабилетов. Я еще раз хочу подчеркнуть, что каждая авиакомпания сама определяет свою тарифную политику. В основном стоимость авиабилета зависит от цены на авиакеросин", — отметил он.

Впрочем, слова Кубатбека Боронова, что работа по подготовке проектов передачи аэропортов под внешнее управление уже завершена, по всей видимости, преждевременны. На самом деле нашли только консультанта — помогать властям осуществлять сделку призвана Международная финансовая корпорация (IFC), член группы Всемирного банка.

"За консультацию правительство не заплатит ни сома. Достигнута договоренность, что они будут изыскивать средства из других источников. Это международная практика, когда впоследствии за их услуги заплатит инвестор", — рассказал Абдылдаев.

Чего требует ЕС для выхода авиакомпаний из черного списка? Ответ АГА КР
Впрочем, подобные разговоры об иностранных инвесторах уже были: турецкая компания TAV Airports Holding пыталась несколько раз инвестировать средства в кыргызстанские аэропорты. Те намерения также не были воплощены в жизнь. Не получилось войти на этот рынок и российскому бизнесу.

Представитель ОАО "МАМ" Абдималик Бусурманкулов напомнил, что только воли властей для перевода компании под внешнее управление недостаточно.

"Окончательный вердикт вынесет собрание акционеров. Мы говорим о компании, где 79,1 процента акций принадлежит государству, 8,5 — Соцфонду и 12,4 — физическим и юридическим лицам. Окончательное решение примут акционеры", — отметил он. 

Всего в Кыргызстане функционируют 11 аэропортов. Прибыль приносят только два — это гавани Бишкека и Оша. Остальные девять дотационные.