Логистический центр в Ат-Баши: что известно и почему местные жители против

Что даст кыргызстанцам индустриально-торговый логистический центр "Ат-Баши", кто будет его строить и какие экологические проблемы могут возникнуть, рассказали экономист, юристы и инвестор.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В конце 2019 года глава правительства Мухаммедкалый Абылгазиев заложил капсулу на месте строительства индустриально-торгового логистического центра "Ат-Баши" в Нарынской области.

Sputnik Кыргызстан собрал всю информацию о центре и выяснил, какие проблемы спровоцировало его строительство.

Подписание соглашения

Летом прошлого года председатель КНР Си Цзиньпин посетил Кыргызстан с государственным визитом. По итогам этого визита Китай и КР подписали пакет важных документов, в том числе соглашение о строительстве торгово-логистического центра. Подписи под ним поставили представители ОсОО "Нур Строй Монтаж" и компании One Lead One (HK) Trading Limited.

Логистический центр в Ат-Баши: что известно и почему местные жители против

Местоположение

Центр планируется построить на 439-м километре трассы Бишкек — Нарын — Торугарт, в 500 метрах от автомагистрали. Это место находится в 40 километрах от Ат-Баши, в 85 километрах от Нарына и в 400 километрах от Бишкека. 

Сметная стоимость

Сметная стоимость проекта составляет 280 миллионов долларов. СЭЗ "Нарын" выделяет 176 гектаров земли в аренду на 49 лет. На сегодня инвесторы уже внесли около 43 миллионов сомов в счет арендной платы.

Об инвесторах

Инвестором выступает ОсОО "Свободная торговая зона "Ат-Баши Кыргыз — Китай". По данным электронной базы Министерства юстиции КР, ее учредителями являются Лю Инь, Эмильбек Абдыкадыров и Ван Цзыюнь. При этом Абдыкадыров также является учредителем ОсОО "Нур Строй Монтаж". Ранее он работал на госслужбе, в том числе на руководящих должностях в Госагентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. 

Логистический центр в Ат-Баши: что известно и почему местные жители против

Что будет в центре

О главных "таможенных" событиях пятилетия рассказали в ЕЭК
Центр должен представлять собой комплекс из складов, торгово-выставочных и грузового терминалов, гостиниц, предприятий общественного питания и автозаправочной станции. Здесь также предусмотрены спортивные и развлекательные зоны, бизнес-центры и производственные предприятия. Кроме того, предполагается, что в центре будут действовать особый правовой режим и многофункциональные контролирующие службы.

Запланировано и производство текстильной и другой продукции для ее последующего экспорта в страны ЕАЭС, Евросоюза и Всемирной торговой организации.

Рабочие места

Мухамедкалый Абылгазиев заявил, что в центре смогут трудоустроиться около 15 тысяч человек, 90 процентов которых будут кыргызстанцами. К самому строительству также планируется привлекать отечественных специалистов, чтобы они повысили квалификацию.

Когда завершится строительство

Строительные работы планируется начать в феврале. Согласно проекту, центр должен быть полностью возведен за восемь лет, а объекты первой очереди — уже в ноябре этого года.

Причины конфликта

Жители Ат-Баши по-разному отнеслись к известию о том, что в их районе построят индустриально-логистический центр. Одни приветствуют появление нового объекта инфраструктуры, другие выступают против, считая, что это может нанести вред экологии. Причем люди опасаются, что земля будет продана китайцам.

Земельный вопрос

По словам первого губернатора Нарынской области (1991–1994) Кемеля Аширалиева, продавать землю никто не собирается.

"Не надо волноваться, что китайцы придут и больше не уйдут отсюда. Если инвесторы нарушат закон, мы сможем отказать им в продолжении деятельности. Земля остается у Кыргызстана, китайские предприниматели только будут делать прямые инвестиции. Надо просто внимательно рассмотреть юридические вопросы, для этого создана специальная рабочая группа", — заверил экс-губернатор.

С тем, что юридические вопросы требуют тщательной проработки, согласен и доктор юридических наук Чолпонкул Арабаев. 

Логистический центр в Ат-Баши: что известно и почему местные жители против
"Все должно быть в рамках закона, но, к сожалению, многие наши законы "сырые", а некоторые вообще противоречат друг другу. Поэтому к изучению соглашения надо привлечь юристов международного уровня. Я думаю, неправильно отдавать землю в аренду на 49 лет. Лучше разделить время аренды на периоды по 5-10 лет и четко прописать условия. Например, за первые пять лет должны быть построены такие-то объекты, а работой обеспечены столько-то местных жителей... Также необходимо указать, что будет в случае невыполнения условий. Вообще, власти должны предоставлять гражданам больше информации. Если данные об инвесторе будут открытыми, подозрений у народа не возникнет", — отметил Арабаев.

Подробнее о китайском инвесторе

Руководитель компании "Нур Строй Монтаж" Эмильбек Абдыкадыров сообщил, что у китайского партнера имеется несколько крупных предприятий.

Логистический центр в Ат-Баши: что известно и почему местные жители против

"Глава One Lead One (HK) Trading Limited Лю Инь успешно работает на родине, а в Кыргызстане он недавно построил завод по производству бумаги стоимостью 3 миллиона долларов. В ходе переговоров с правительством бизнесмен заверил, что для строительства центра будут привлечены его собственные средства, а не кредиты", — сказал Абдыкадыров.

Долгая дорога

Известный предприниматель Аскар Салымбеков напомнил, что ранее было несколько безуспешных попыток построить терминал в Ат-Баши. 

Логистический центр в Ат-Баши: что известно и почему местные жители против
"Я целиком поддерживаю этот проект. Когда был губернатором области, в Нарыне прошло несколько инвест-форумов, где поднимался и вопрос строительства такого центра... Давайте не будем отпугивать инвесторов, а дадим им возможность поработать. К тому же логистический центр будут строить не только китайцы — в этом заинтересованы несколько компаний из Германии, Франции, Беларуси", — подчеркнул Салымбеков.

Развитие экономики

Депутат Жогорку Кенеша, доктор экономических наук Акылбек Жапаров считает, что открытие центра станет толчком для развития торговли в регионе. 

Логистический центр в Ат-Баши: что известно и почему местные жители против
"Кыргызстанцы хорошо научились продавать китайские товары другим странам, в том числе государствам ЕАЭС. Раньше наши люди в основном привозили товары сюда, а потом перепродавали. Тогда было неизвестно, какого качества эта продукция и сколько ее ввезли в республику. Сегодня Кыргызстан является членом ЕАЭС, и мы ответственны за внешние границы союза. Центр позволит решить многие проблемы и таким образом развивать свободную торговлю, увеличив объемы продажи товаров через КР. Но это произойдет лишь в том случае, если инвесторы действительно вложат 280 миллионов долларов и построят логистический центр", — отметил Жапаров.

По его словам, для начала в центре можно будет собирать какую-либо технику и продавать ее, а затем — после появления заводов и фабрик — не просто импортировать сырье, но и производить собственную продукцию.

Силовые структуры КР готовы "помочь" в войне предпринимателей — бизнесмен
"Очень важный момент: если в центре будут работать наши граждане, их впоследствии надо освободить от большинства налогов", — сказал экономист.

Эмильбек Абдыкадыров согласен с мнением, что логистический центр поможет развивать торговлю в регионе.

"Ат-Башинский район имеет статус свободной экономической зоны. Согласно статье 245 Таможенного кодекса ЕАЭС, продукцию, выпущенную в такой зоне, можно продавать в государства союза без таможенных пошлин. То есть это большое преимущество и главный фактор низких цен на товары, а значит, и повышения конкурентоспособности наших производителей", — пояснил Абдыкадыров.

Экология прежде всего

В ответ на утверждение о возможном вреде для экологии района инвесторы заявили, что в центре будут применяться современные технологии, которые не загрязняют окружающую среду.

"Люди думают, что, если тут построят заводы и фабрики, они будут дымить и загрязнять атмосферу. Но в центре планируется строить высокотехнологичные предприятия, которые не причинят вреда экологии", — заверил Абдыкадыров.

Он сообщил, что электроэнергию планируется получать с помощью солнечных батарей, а для очистки канализационных стоков установят современные водные фильтры.