Жизнь стала похожа на ад — крик души кыргызстанской матери

В рубрике "Разговор с психологом" Sputnik Кыргызстан рассказывает о трудных ситуациях, в которых оказываются граждане, и о том, как они справляются с проблемами. Героиня сегодняшней публикации — кыргызстанка, которая старается помочь сыну с инвалидностью.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Пять лет назад сын попал в аварию. Это событие стало роковым в его жизни — он потерял способность ходить. Инвалидность повлекла множество проблем. Его жена решила разорвать отношения — она просто не смогла вытерпеть эмоциональной нагрузки. Невестка пришла и сказала, что больше нет сил. Конечно, я не могу простить ей этого, но в глубине души понимаю — сын изменился, стал грубым, злым, срывался каждый раз без повода. Вот у нее терпение через три года и лопнуло.

Последние пару лет о нем забочусь я, сейчас мне особенно сложно. Моя пенсия едва покрывает наши расходы, пенсия по инвалидности сына — гроши. Я часто одалживаю деньги у родственников.

Сына гнобят в школе из-за дешевой одежды — крик души бишкекской мамы
Раньше сын работал в банке, но из-за проблем с ногами не может вернуться туда. Найти новую работу человеку с ограниченными возможностями здоровья еще сложнее.

Он может целыми днями не выходить из дома, сидит у телевизора, все чаще пьет. Так ему легче коротать время. А у меня сердце кровью обливается, я никак не могу ему помочь.

Доктор говорил, чтобы прогресс был, нужно давать организму нагрузку. Только сыну совсем ничего не хочется. Мне страшно от того, что он может не справиться со стрессом.

Это единственный родной человек, который у меня есть. Мне очень больно слышать его крики по ночам и просьбы дать ему умереть, потому что он устал. Как могу пытаюсь вытащить его, только ничего не выходит. Жизнь стала похожа на ад, я завтра снова проснусь, он снова будет вести себя со мной жестоко, я буду снова плакать.

Депрессия сына передалась и мне. Я не знаю, как жить дальше, что делать, чтобы прекратились эти мучения.

Ильдар Акбутин, психолог

Горестно читать о душевных муках, через которые вам приходится проходить. Наверное, это самое тяжкое бремя — видеть страдания своих детей и не быть способным им помочь. Надеюсь, у вас есть кто-то, на кого вы можете душевно и эмоционально положиться и получить поддержку, поскольку выдерживать такие испытания без какой-либо опоры просто невыносимо. Чтобы помочь сыну, в первую очередь вы сами должны быть в психически ресурсном и устойчивом состоянии. Если же вы выжаты как лимон, маловероятно, что сможете дать что-то, тогда в помощи будете нуждаться уже вы. А сил вам потребуется в этот период, наверное, больше, чем в течение всей вашей жизни.

Вынуждена уехать за границу на заработки, чтобы обеспечить семью, — крик души кыргызстанки
Наверное, вам известны пять стадий проживания горя: шок, отрицание, агрессия, торг и отчаяние. Скорость и легкость их прохождения зависят от того, насколько человек психологически здоров. По установленным на многочисленных экспериментах данных обычно достаточно года, чтобы "переварить" любую утрату. Если же вы уже в депрессии, это говорит о внутреннем патологическом процессе — произошло "застревание" на одной из стадий.

1. Шок. Вы не понимаете, что произошло и как такое может быть. Ваша психика будто замерла, нет никаких мыслей и чувств.

2. Отрицание. Вы не принимаете новую информацию и отгоняете от себя любую угрожающую вашей психике мысль. Главное чувство, защищающее вас, — страх.

3. Агрессия. На этой стадии люди обычно обвиняют всех и вся и способны на экстремальные поступки, которые они никогда не совершили бы в адекватном состоянии. Так они пытаются справиться с болью утраты, которая все-таки проникла в сознание.

4. Торг. Когда вы осознаете, что это все-таки случилось с вами, и начинаете искать лазейки и решения, как избежать боли и не чувствовать ее. На этой стадии люди жертвуют деньги в храмы, мечети или помогают бедным, молятся, чтобы их проблема решилась и все стало, как раньше.

5. Отчаяние. Когда вы наконец понимаете, что никто не изменит ситуацию и ничто не поможет вам, опускаетесь на самое дно эмоций.

Врач сообщил диагноз моей жены, я не смог сдержать слез — кыргызстанец
Чувство, от которого вы все время убегали на предыдущих стадиях и которое все же настигло вас, — это печаль, горечь утраты. Ведь той жизни никогда больше не будет, как и здоровых ног. Никто и ничто не сможет заглушить эту боль. И когда вы все-таки справляетесь с утратой и отчаянием, вы проходите эту стадию и жизнь снова наполняется красками. Ведь ног нет, но есть руки, которые все еще могут что-то делать; есть разум, который способен радоваться жизни, и т.д. Проблема тогда не кажется такой уж безысходной.

Но если этого не происходит несколько лет, значит, человек не способен справиться с одной из стадий, он все еще надеется на что-то или сопротивляется правде жизни. Возможно, ему кажется, что он не способен эту правду принять и не может пережить эту боль.

В этом и заключается работа психолога — сопровождать вас по всем стадиям и помочь справиться с последней. Многие застревают на некоторых ступенях, увеличивая продолжительность мучений.

Конечно, не стоит заставлять сына посещать психолога, сначала позаботьтесь о себе. Видя ваши изменения и способность принимать утрату и жить дальше, он может заинтересоваться. Но для этого ему нужен достойный пример.