Лейла Умалатова — сотрудница международной организации "Врачи без границ". Целый год она работала над проблемой лечения лекарственно-устойчивого туберкулеза в Оше. Жительница Чечни призналась: узнав о вакансии в Кыргызстане, она не думала ни минуты.
— Как вы оказались в нашей стране?
— Я давно мечтала сюда попасть, ведь история моей семьи тесно связана с Кыргызстаном. Как вы знаете, во время Великой Отечественной войны в республику депортировали многих чеченцев: власти боялись, что они могут перейти на сторону врага, хотя оснований для этого не было. Так что некоторые мои родственники родились здесь. Они вспоминают, что приехали с пустыми руками, у них не было ничего. А время было очень тяжелое… Несмотря ни на что, местные жители приняли переселенцев очень тепло, они помогли моим родным. Такое отношение смягчило их тоску по родине.
Тут я узнала одну интересную вещь. Моя мама часто повторяла: "Здесь ветрено, как на Чуй-станции". Когда я спрашивала, что такое Чуй-станция, она признавалась, что не знает, но взрослые всегда так говорили. Уже в Кыргызстане я узнала о Чуйской области и о том, что там бывают сильные ветры. Когда съездила домой, рассказала маме, откуда взялась эта поговорка.
На самом деле мы многое переняли у кыргызстанцев, например, готовим дома манты, плов, бешбармак. Когда я приехала сюда, у меня было ощущение, будто я уже знаю окружающих.
— Как вы готовились к этой поездке?
— Как любой человек, я начала "гуглить". Посмотрела картинки с Ошем, узнала, что это второй город в Кыргызстане, почитала про эпос "Манас"...
Также мне было важно узнать, как следует одеваться женщинам. Я знала, что большую часть местного населения составляют мусульмане, но ведь в каждой стране свои правила поведения.
— У меня как раз сложился стереотип, что в Чечне общество не очень одобряет, когда женщина идет работать…
Краем уха я услышала, что в нашей больнице работают французы, а я как раз изучала французский. Хотелось попрактиковаться в языке, и я уговорила папу отвезти меня к ним. Помню, как стояла и просто смотрела на французских докторов. Заметив мой пристальный взгляд, они сами со мной заговорили. Предложили мне стать переводчицей, а я не могла дать согласие, не спросив папу. У чеченцев строгие правила: девушка не может принять такое решение без одобрения отца.
Папа не знал, что делать, но в конце концов отпустил меня с ними. Так я стала работать в организации "Врачи без границ".
— Был ли у вас так называемый культурный шок, когда вы приехали в Кыргызстан?
— Не скажу, что меня что-то потрясло, ведь все мы выходцы из СССР. В религиозном плане здесь многое тоже напоминает жизнь в Чечне. Хотя на Кавказе люди более горячие, эмоциональные, а кыргызстанцы очень спокойные и внимательные.
Я не знаю, как это прозвучит, но… Понимаете, Грозный — это сейчас абсолютно новый город, отстроенный заново после известных событий. А Ош — словно место моей юности. К примеру, на стене одного дома я увидела олимпийского мишку, и это было как бальзам на душу.
— А что насчет цен?
— Расскажите о своей работе в Оше.
— Мы оказывали поддержку туберкулезной службе Кара-Сууйского района: проводили обучение персонала, поставляли лекарства, расходные материалы, помогали пациентам, проводили работу с населением. Моя должность называется "координатор проекта". Если говорить простым языком, я должна была сделать так, чтобы каждому было комфортно работать.
— Я часто бываю в наших селах, узнаю, как лечатся люди. У многих в зоне досягаемости лишь фельдшерско-акушерский пункт, где есть врач, весы для взвешивания ребенка, градусник — и все. Разве в таких условиях можно лечить туберкулез?
— Как показывает опыт, лечение туберкулеза не требует особого оборудования. Нужен лишь компетентный человек, который знает, какие вопросы надо задать пациенту и как справляться с побочными эффектами от лекарств. Кстати, кыргызстанцы получают препараты бесплатно.
Туберкулез можно лечить не в больничных палатах, а амбулаторно. То есть пациент просто приезжает к врачу дважды день и при нем пьет лекарства. Есть еще один способ: человек принимает медикаменты дома, снимает это на телефон и отправляет видео доктору, чтобы был контроль.
— Зачем врачу вообще контролировать прием таблеток?
— Нельзя исключать побочные явления. Из-за них пациенты иногда прекращают принимать препараты. Лечение лекарственно-устойчивого туберкулеза длительное, иногда оно занимает около двух лет.
— Скоро вы отправитесь домой, в Чечню. Что возьмете с собой из Кыргызстана?
— Умение готовить кыргызский плов! Здесь я узнала, что существуют темный рис и желтая морковь. Я обязательно повезу их домой. Еще купила себе жилетку в национальном стиле и войлочные тапочки. Конечно, я увезу с собой и теплые воспоминания о людях.
Обязательно почитайте о впечатлениях коллеги Лейлы из Зимбабве Херберта Мутубуки.