Абсолютного счастья не бывает. Человек всегда чем-то или кем-то не доволен. Чтобы жизнь стала ярче, наверное, достаточно принимать себя и окружающих такими, какие они есть. Ведь трудности будут всегда.
Предлагаем вам историю "особенной" пары (оба супруга незрячие), которая надеемся, воодушевит, придаст сил, уверенности и поможет взглянуть на какие-то вещи иначе. Напомнит, что счастье не в деньгах, а если что-то не получается, не стоит искать виноватых. Это простые формулы семейного благополучия от Гулум и Бактияра, о которых мы, здоровые люди, часто забываем.
— Бактияр, удается ли вашей супруге совмещать творчество и материнство?
— Она прекрасная мама. У нее все получается как-то само собой. Гулум не входит в образ артистки, а потом, наоборот, мамы. Она естественна всегда и везде. Карьеру певицы начала с выступлений в кафе, тогда у нас уже был ребенок... Мы всегда поддерживаем друг друга. Я помогаю ей физически и морально. Не мешаю, если нужно куда-то выехать.
Бактияр Мамбетказиев: мужчина, который запрещает супруге заниматься любимым делом, по-моему, просто неуверенный в себе человек.
— Гулум, расскажите, пожалуйста, о себе. Откуда у вас любовь к музыке?
— Я родилась незрячей: у меня атрофия зрительного нерва. Училась в спецшколе, петь любила с детства, выступала на школьных концертах, конкурсах. По окончании школы поступила в музыкальное учреждение.
Я всегда считала, что диагноз — не приговор. Абсолютно спокойно принимаю себя такой, какая есть, не считаю чем-то обделенной или обиженной. Наоборот, мой диагноз придает мне силы, мотивирует на то, чтобы двигаться вперед, жить, воспитывать детей так же, как все, и даже лучше.
— Думаю, многим из нас не хватает этого умения — принимать себя и других такими, какие есть. Вы часто сталкиваетесь со стереотипами?
— Стереотипов в нашем обществе, конечно, много. Все думают, что, если человек незрячий — значит, беспомощный, ничего не может сам, ему обязательно кто-то помогает по дому или в воспитании детей. Я ежедневно разрушаю этот стереотип — дома все делаю сама: готовлю, убираю, стираю, глажу вещи... Когда у нас родился первый ребенок, конечно, было тяжело, ведь любая женщина в такой период испытывает трудности из-за нехватки навыков и опыта. Многие мамы согласятся со мной, что к новорожденному боишься даже прикоснуться. Тогда нам помогала свекровь. Она научила меня купать ребенка, менять памперсы, а дальше я сама приспособилась. Со вторым ребенком мы уже справлялись сами.
— Как протекала ваша беременность?
— Хорошо. Токсикоза не было, я не капризничала, не мучила ни мужа, ни кого-то другого. Я вообще позитивный человек, видимо, это тоже повлияло. Работала до последнего: пела в ресторанах и кафе. Сын родился 15 апреля, а выступала я до 13-го. Наверное, такая активность и помогла мне легко перенести беременность.
Гулум Касымова: мой диагноз придает мне силы, мотивирует на то, чтобы двигаться вперед, жить, воспитывать детей так же, как все, и даже лучше
— Как к вашему браку отнеслись родные?
Гулум: Они не сразу его одобрили. Любая мама хочет для сына самую лучшую жену. Поначалу свекровь относилась ко мне настороженно. Как и у всех, был период "притирки". Но сейчас все хорошо, у нас замечательные отношения. Свекровь доверяет мне, а я ей. Когда куда-то уезжаю, она присматривает за детьми. С ней я вообще ни о чем не переживаю, так как она по профессии медик.
Бактияр: Вообще, когда встал вопрос о моей женитьбе, мама отнеслась к этому с ревностью. Я знакомил ее с разными девушками, но она говорила, что они меня не достойны. Я очень хотел жениться, поэтому у нас доходило до ссор... Гулум моя мама тоже приняла не сразу. Жена скромничает, когда говорит о "притирке": мама ругала ее так, что я до сих пор удивляюсь, как она терпела. Супруга все выдержала.
— Понимать друг друга — одно дело, а понимать детей — совсем другое. Как вам это удается?
Бактияр: Мне кажется, наши дети идеальные. Они совсем не капризничают. Наверно, у таких людей, как мы, дети взрослеют раньше, чем у других. Помогают нам, рано становятся самостоятельными, быстро учатся читать и считать.
Бактияр Мамбетказиев: приучаем детей к чистоте и порядку, чтобы никто не мог сказать: "У них родители не видят, поэтому они такие неухоженные
© Sputnik / Досхан Нусупбеков
Гулум: Да, мы всегда просим сыновей помочь в самых простых вещах. Например, подать обувь, найти что-нибудь... Они подсказывают нам номера автобусов, маршруток. Особенность наших детей в том, что у них необычные родители, и они начинают понимать это очень рано.
Чтобы представить, как выглядит тот или иной предмет, нам нужно его потрогать. Иногда бывают смешные ситуации — дети видят что-то по телевизору или по телефону и говорят: "Потрогай. Смотри, как красиво". Я прикасаюсь и отвечаю, что действительно красиво, а самой смешно... Или младший сын просит: "Посмотри, что я сделал". Он думает, мне достаточно прикоснуться к вещи любой частью тела, чтобы "посмотреть"...
У нас особые отношения с детьми. Хотя был период, когда старший сын стеснялся того, что мы незрячие. Помогла его классный руководитель: она пригласила меня в школу и рассказала ученикам о моих достижениях, а я тогда как раз стала победительницей международного конкурса. После этого сын стал гордиться мной и интересоваться моим творчеством. Ищет мои ролики в YouTube и радуется. Ему очень приятно, если меня узнают на улице.
— Что для вас важно и принципиально в воспитании детей?
Бактияр: Мы уважаем своих сыновей, прислушиваемся к их мнению. Даже когда собираемся куда-то, спрашиваем, что они хотят надеть. Когда делаем покупки, тоже советуемся. Приучаем их к чистоте и порядку, чтобы никто не мог сказать: "У них родители не видят, поэтому они такие неухоженные".
Гулум: Также стараемся приобщать детей к совместному труду. Например, старший сын помогает мне по дому. Он любит готовить, накрывает стол... Думаю, это сильно сближает.
Гулум Касымова: легче относитесь к жизни — тогда она будет проще
© Фото / предоставлено Гулум Касымовой
— Расскажите о своей формуле счастья. Что делает ваш брак таким крепким?
Бактияр: Мы стараемся не обращать внимания на мелочи и уступать друг другу. У меня очень тяжелый характер, поэтому жена, наверное, уступает мне чаще (смеется).
Гулум: Да, надо уступать и помогать друг другу. В конфликтных ситуациях лучше промолчать, чем что-то сказать в ответ. Со временем связь укрепляется, и люди начинают думать одинаково.
— Бактияр, как вы относитесь к успехам супруги, не задевает ли это ваше мужское самолюбие?
— В нашем обществе мужчины часто относятся к достижениям своих жен с ревностью, тем более, если женщина зарабатывает больше. Но я не вижу в этом ничего страшного. Мужчина, который запрещает супруге заниматься любимым делом, по-моему, просто неуверенный в себе человек.
— Что вы можете пожелать молодым парам, нашим читателям?
Бактияр: Чтобы они сохраняли уважительные отношения, ценили друг друга. Мужчинам не советую считать себя главными, хотя, конечно, на нас лежит больше ответственности, и от нас многое зависит. Еще надо стараться не обращать внимания на капризы жены. Лучше исполнить ее желание, а если нет возможности, просто поднять ей настроение — к примеру, шутками. Зачем конфликтовать с родным человеком?
Гулум: Любите друг друга и детей, дарите радость, откройте свои сердца. Легче относитесь к жизни — тогда она будет проще. Я говорю не о легкомысленности, главное — хотеть жить и радоваться жизни.
"Я — родитель" — это социальный проект о позитивном родительстве и воспитании. Его цель — повышение уровня осведомленности женщин и мужчин об ответственном подходе к созданию семьи, планировании беременности и родов, ненасильственном воспитании детей. Мы рассказываем интересные истории родительства кыргызстанцев, а также беседуем с профильными специалистами (акушерами-гинекологами, педиатрами, диетологами и психологами), которые дают рекомендации.