Однажды я просидела дома два месяца подряд, у меня была серьезная травма. Знакомый айтишник, работая из дома, поставил личный рекорд — четыре месяца не выходил из квартиры, пишет колумнист Sptunik Казахстан.
А есть люди, которые "всегда дома" вынужденно, — из-за того, что внешний мир не приспособлен под их потребности. Как пережить карантин и какие полезные уроки можно извлечь из ситуации?
Ну, как там, на самоизоляции? В Казахстане вторая неделя ЧП, растет число городов и регионов, закрытых на карантин, — первыми стали Нур-Султан и Алматы. Ограничен въезд в Шымкент, Актау, Атырау Караганду, Кызылорду, Тараз, а также в целые области.
В эти дни люди проходят все стадии принятия ситуации — отрицание реальности угрозы вируса, поток шуток, гнев из-за ограничений, потери работы, страха заболеть, торг — как попытки отложить или обойти ограничения, депрессия — "мы все в ловушке, все плохо", и, наконец, осознание и принятие ситуации.
Чтобы поддержать друг друга, объединяются виртуально, идут в волонтеры, чтобы помогать тем, кто оказался в еще более сложной ситуации. А также вспоминают и делятся опытом о ситуациях вынужденного или добровольного затворничества в "докоронавирусную эпоху".
Хочу поделиться личной историей и опытом людей из близкого окружения.
Два месяца в постели в окружении книг
В десятилетнем возрасте я неудачно упала с турника во дворе, пытаясь сделать трюк. В то время детские площадки не были покрыты мягкой резиной или опилками. Но сомневаюсь, что это как-то спасло бы меня от травмы. После падения я довольно быстро встала, визуально все было цело, не считая ссадин.
Там после рентгена меня положили в больницу с компрессионным переломом позвоночника.
Но через три дня переделали снимок, диагностировали перелом сегмента грудины и отправили домой — на двухмесячный постельный режим. Уж не знаю, почему так надолго.
Никакого особенно дискомфорта я не испытывала — ну да, немного побаливала грудь, но никаких гипсов или корсетов при таких травмах не полагается.
Я научилась спать на спине, есть и пить лежа. В спальню мне принесли маленький телевизор, но я его почти не смотрела, потому что смотреть было особенно нечего.
Зато много читала — по школьной программе и просто так. Любимыми книгами того периода были "Два капитана" Каверина и фантастика Кира Булычева о приключениях Алисы.
Но в целом читала все, что под руку попадется, включая энциклопедии и бабушкины справочники по медицине. Особенно любила учебник для фельдшеров и про детские болезни. Так что из "заключения" я вышла живой Википедией.
Минусом было теплое время года — конец весны, осознание того, что все мои друзья гуляют и ходят в школу. Домашние — на работе, брат — в детском саду.
В те дни я научилась проводить время наедине с собой, погружаясь в мир выдуманных историй и строгих научных фактов, который открывали книги.
Сейчас, в карантине, замечаю, что моя семилетняя дочь стала проводить больше времени в компании книг и не только читать, но и придумывать продолжение историй с любимыми героями.
Наверное, карантин — это лучшее время, чтобы увлечь ребенка чтением и самим вернуться к этому занятию, на которое в обычной жизни у нас вечно не хватает времени.
Удаленка побеждает офис?
Уже сейчас появляются разные оценки того, как карантин повлияет на разные сферы жизни. Современные технологии позволяют работать откуда угодно, и случилось то, чему долгое время противились многие системы, — оказывается, можно работать и учиться из дома, не тратя время и ресурсы на дорогу, аренду дорогих офисов, а конференции, заседания и совещания можно проводить online.
Один мой знакомый перешел на такой режим еще в 2010 году. Из-за часовых поясов работа для него выпадала на ночное время: всю ночь он работал, днем спал. Над огромным рабочим столом повесил несколько экранов.
Сначала выходил из дома несколько раз в неделю — пройтись, а потом мог неделями обходиться без прогулок. Рекорд "самоизоляции" — четыре месяца.
Продукты заказывал с доставкой, за вынос мусора платил соседскому мальчишке, который исправно забирал пакеты. Для разминки использовал велотренажер и турник. Одиночество скрашивал флегматичный ухоженный котяра, полностью разделяющий образ жизни хозяина.
Всегда дома
Еще один пласт проблем — вынужденная изоляция стариков и инвалидов. Это люди, которые без посторонней помощи и инклюзивной среды просто не могут никуда выйти.
Когда моей прабабушке было уже за 90, она перестала выходить на улицу — просто потому, что спуститься с третьего этажа в доме без лифта было трудно даже с помощью родных.
Вместо этого она добросовестно ходила по своей комнате, ведь недостаток движения приводит к тромбозу и другим проблемам. Также проводила много времени на балконе.
Что касается людей с инвалидностью — сейчас их стало больше, и кажется, что общество стало относиться к ним терпимее. Но до сих пор такие люди не могут спокойно сходить в магазин — даже не все крупные торговые центры пригодны для перемещения в инвалидной коляске или на костылях.
Кроме того, несмотря на социальное "потепление", относятся к детям и взрослым-инвалидам все еще неоднозначно: от назойливого любопытства до открытой агрессии. Это не добавляет желания выйти на улицу.
Чем занимаются дома люди с инвалидностью? Кто-то творчеством, кто-то благодаря интернету может учиться и работать. А кто-то просто читает или смотрит телевизор.
Поэтому хочется, чтобы с окончанием карантина изменилось и отношение к созданию инклюзивной среды. Ведь это так важно: иметь возможность спокойно выйти из дома, отправиться по своим делам или просто прогуляться.