БИШКЕК, 2 апр — Sputnik. Секретариат Совета безопасности КР объяснил, почему Алтынай Омурбекова и Космосбек Чолпонбаев покинули посты вице-премьер-министра и министра здравоохранения соответственно.
Отмечается, что решением Совбеза от 31 марта премьер-министру было рекомендовано принять меры в отношении отдельных членов правительства за недостаточную работу по предупреждению распространения COVID-19 в стране. Накануне, 1 апреля, Омурбекову и Чолпонбаева освободили от занимаемых должностей, согласно их прошениям об отставке.
С 27 января по 31 марта состоялось пять заседаний Совбеза, где были приняты решения, направленные на предупреждение проникновения коронавирусной инфекции в Кыргызстан. В целях координации госорганов и принятия оперативных решений правительству 27 января рекомендовали создать республиканский штаб.
Данная работа не была выполнена. На протяжении длительного времени для проведения диагностики задействовали только две лаборатории, позже еще три. К настоящему времени, после получения соответствующих рекомендаций, количество функционирующих лабораторий увеличили до десяти.
Стоимость реагентов и тест-систем в конце января текущего года была минимальной, а в момент объявления пандемии из-за повышенного спроса увеличилась более чем в три раза. Вирусологи и лаборанты в январе неоднократно обращались к руководству Министерства здравоохранения, в том числе к министру Чолпонбаеву с просьбами о приобретении реагентов и тест-систем для проведения анализов и выявления лиц, заразившихся коронавирусом. Однако их обращения были проигнорированы. В результате сегодня в авральном режиме идет работа по изысканию и доставке из-за рубежа необходимых материалов для обеспечения деятельности лабораторий.
Кроме того, еще до проникновения COVID-19 в страну решением Совета безопасности от 27 января республиканскому штабу и Минздраву было рекомендовано:
— до 30 января 2020 года разработать детализированный план действий по предотвращению распространения нового коронавируса, предусматривающий безотлагательные меры при выявлении случаев заражения в КР;
— круглосуточно в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными госорганами осуществлять мониторинг заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями на всех уровнях в целях своевременного выявления случаев заражения и недопущения дальнейшего распространения COVID-19 среди населения;
— полностью оснастить все контрольно-пропускные пункты необходимыми средствами защиты и выявления случаев заражения новым коронавирусом, в том числе стационарными и портативными тепловизорами;
— установить обязательное медицинское наблюдение за всеми лицами, прибывающими из КНР и других стран с неблагополучной эпидемиологической ситуацией, по месту их проживания;
— обеспечить готовность медицинских учреждений к оказанию необходимой помощи населению в случае ухудшения эпидемиологической ситуации в республике;
— совместно с соответствующими госорганами обеспечить привлеченных медицинских работников, задействованных в противоэпидемиологических мероприятиях на КПП, специальными средствами химико-биологической защиты с учетом потребностей.
— рекомендовать министру Чолпонбаеву в оперативном порядке лично проинспектировать все контрольно-пропускные пункты на соответствие эпидемиологическим требованиям, в том числе техническому, материальному оснащению и укомплектованию данных КПП медицинским персоналом.
На всех заседаниях Совбеза руководители задействованных государственных органов неоднократно были предупреждены о персональной ответственности за реализацию рекомендованных мероприятий и эпидемиологическую ситуацию в стране.
Однако в результате неорганизованности работы республиканского штаба под руководством Омурбековой, ненадлежащей координации госорганов, непринятия своевременных решений, безответственного отношения министра здравоохранения Чолпонбаева к возложенным на него должностным обязанностям был допущен ряд критических ошибок, в результате которых лица, зараженные коронавирусом, не были своевременно выявлены и изолированы в местах обсервации до полного выздоровления.
Министерству здравоохранения было поручено приобрести запасы необходимых медикаментов и средств, в том числе средств индивидуальной защиты (костюмы, маски, перчатки, дезинфектанты, реагенты и так далее). Однако реализация большей части рекомендованных Совбезом мероприятий ограничилась проведением совещаний.
Принимаемые республиканским штабом решения не были своевременно доведены до глав областей и районов республики. Отсутствовал контроль их исполнения. В результате не было какой-либо координации работы областных штабов, что повлияло на оценку реальной обстановки в регионах страны.
Еще в январе на заседании Совета безопасности штабу было поручено обеспечить необходимое количество медицинских масок для врачей, задействованных служб и населения. Однако работа не была проведена своевременно, и в результате возник резкий дефицит данных медицинских изделий, что вызвало ажиотаж среди населения.
В дальнейшем, когда выявили первые случаи коронавирусной инфекции на территории страны, на заседании Совбеза было принято решение о введении дополнительных мер по недопущению распространения COVID-19.
Несмотря на это, руководителями республиканского штаба и Министерства здравоохранения по-прежнему принимали формальные меры. Их безответственное отношение стало причиной сложившейся ситуации в КР, недовольства и озабоченности граждан.
В отдельных районах, где действует режим чрезвычайной ситуации и введено чрезвычайное положение, работа санитарно-карантинных постов была организована крайне плохо. Некоторые посты не обеспечили тепловизорами, сотрудники, задействованные в их работе, не обеспечены средствами индивидуальной защиты.
В связи с безответственным отношением Омурбековой и Чолпонбаева к своим обязанностям работа госорганов по предупреждению распространения коронавирусной инфекции в КР была неэффективной. В настоящее время к этой работе вынуждено подключаются дополнительные силы, а также изыскиваются финансовые ресурсы. Все вышеуказанные факты негативно повлияли на эпидемиологическую ситуацию в стране и привели к росту числа зараженных граждан.
Коронавирус и режим ЧП в Кыргызстане
В Кыргызстане зарегистрировано 116 случаев заражения коронавирусом — во всех областях, кроме Таласской. Пять человек выздоровели.
В Бишкеке, Оше, Джалал-Абаде и трех районах с 25 марта до 15 апреля действует режим ЧП. Гражданам, проживающим на данных территориях, строго запрещается находиться на улице во время комендантского часа — с 20:00 до 7:00. В дневное время разрешено выходить из дома только в магазин, аптеку или медицинское учреждение. При себе нужно иметь паспорт и маршрутный лист.
О правилах поведения во время режима ЧП узнайте в инфографике Sputnik Кыргызстан.
За ситуацией в стране и районах, где действует режим чрезвычайного положения, следите в онлайн-репортаже Sputnik Кыргызстан.
Все последние и важные новости о ситуации с коронавирусом в стране читайте на нашем Telegram-канале.