В 2010 году меня впервые пригласили в Алматы режиссером-постановщиком телесериала. Вместе с Бахтияром Сейтказиевым снимали двумя группами: одна в павильоне, вторая — выездная. Съемки были не из легких — 4,5 месяца марафона. Каждый день. По 12 часов. Один выходной в неделю. В день мы выдавали 12-14 минут чистового материала. У меня мозг кипел от такого ритма. Для сравнения: в кино снимают примерно 2 минуты в день. С приходом цифрового кино — 3-4 минуты в день.
Вернувшись в Бишкек после съемок, я долго думал, отчего мой организм не выдержал такую нагрузку. Нервная работа? Не без этого. 45 человек в группе, бешеный график. Первый опыт. Правда, по технологиям съемок меня консультировал российский продюсер Валентин Опалев. Благодаря ему удавалось не ломая себя просто переключаться между жанрами. Важно знать лишь отличие кино от сериала. Не снимать кино, как снимают сериал, и не снимать сериал, как кино. Тогда и актерам, и съемочной группе не придется переступать через себя.
Так вот, после небольшого анализа я пришел к выводу, что мой организм не справился с нагрузкой из-за питания плюс из-за недосыпания. Почти пять месяцев есть пищу из кафе. Ну, знаете! Не повторяйте мой случайный эксперимент.
Сериал "Жаным" пошел на ура! Да так, что его обсуждали и в парламенте, и в мажилисе. Депутаты предлагали его запретить, но сделали только рекламу. Народ еще больше стал смотреть. В итоге уже через месяц нас позвали на съемки продолжения. В Алматы я приехал уже с "опытом". Моя жена Толкун поехала со мной. Привезла с собой нарынское мясо, иссык-кульское малиновое варенье, токтогульский мед, бишкекский творог. Наготовила из всего этого полуфабрикаты, заполнила холодильник.
И я это ел. Каждое утро заставлял себя плотно завтракать. Всего-то надо было вставать на полчаса раньше и завтракать. Поначалу все шло через силу. Просыпаешься, пьешь горячую или теплую воду. Два стакана. В душ. После — завтрак. Калорийный, богатый белками. И едешь на работу.
Прошло уже 10 лет, а привычка осталась. С того времени не пил таблетки ни разу, только от аллергии. И то самые слабые — кетотифен. А аспирин, антигриппин и тому подобное — ни разу. Как только чувствую, что начинается насморк, пересматриваю рацион и режим. Много сна и богатый витаминами рацион. Поэтому удивился, когда нынешней зимой, в декабре, слег с высокой температурой. Сухой кашель. Сам сглупил — в мороз ходил по базару в легких туфлях.
Когда объявили карантин, я, учитывая "эксперимент", сразу решил, что бояться вируса не буду. Бояться надо своей глупости: мол, подхвачу вирус, не готов к нему. Пересмотрите рацион, больше отдыхайте, не насилуйте себя! Человеческий организм способен выдержать такие нагрузки, что вам и не снилось. Помогайте ему, укрепляйте его! Займитесь спортом, сейчас для этого у вас достаточно времени. И не забывайте о моральном духе!