БИШКЕК, 25 июн — Sputnik. В Жогорку Кенеше в третьем чтении рассмотрели законопроект о повышении налога на доход горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий, которые вывозят руду и концентрат, содержащие золото.
Заместитель министра экономики Эльдар Алишеров рассказал, что это все будет стимулировать компании, которые экспортируют концентрат и руду, на строительство в Кыргызстане предприятий по переработке руды и добыче золота.
"Если налоги увеличатся на 7 процентов, бюджет получит дополнительно 680 миллионов сомов в год", — сказал Алишеров.
Депутаты Азамат Арапбаев, Улан Примов и Акылбек Жапаров выступили против законопроекта. По их словам, есть вероятность, что золотодобывающие компании не смогут уплатить налоги и закроются. В результате сотни людей потеряют работу, а бюджет пострадает. Было предложено отозвать закон и повторно представить его в парламенте в сентябре, снизив уровень повышения ставки налога не на семь, а на 3 процента, и потом ее постепенно поднимать.
Айнуру Алтыбаева отметила, что золотоизвлекательные фабрики не будут построены без 7-процентного увеличения налога, и выступила против увеличения на 3 процента с поэтапным повышением.
Айсулуу Мамашова поддержала его и заметила, что даже в случае повышения налога добыча будет рентабельной и компании не закроются.
Их коллега Жанар Акаев напомнил, что если компании закроются, то ответственность понесут правительство и депутаты, которые поддержали законопроект.
В завершение замминистра экономики Алишеров рассказал, что если примут законопроект, то компании будут выплачивать государству 50 процентов дохода, а не как сейчас 40.
"Есть варианты для компаний, которым сложно будет платить повысившийся налог. Первый — подписать соглашение о стабильном режиме. Второй — обратно привозить в Кыргызстан чистое золото. Третий — строительство в Кыргызстане золотоизвлекательной фабрики. Если предприниматель этого не хочет, он должен будет платить налог", — пояснил замминистра.
По итогам обсуждения документ, инициированный правительством, направлен на голосование в третьем чтении.