Ртуть, хорошо известный всем тяжелый жидкий металл, имела во время Великой Отечественной войны исключительно оборонное значение. Фульминат ртути — соединение, также более известное как гремучая ртуть, — можно было обнаружить в любом типе и виде боеприпасов. Гремучей ртутью начиняли капсюли, детонаторы, взрыватели для патронов, снарядов, авиабомб, мин. Без нее ничто не могло выстрелить или взорваться, то есть без ртути воевать нельзя.
Второе очень важное применение ртути — сулема, или хлорид ртути, сильное дезинфицирующее средство в медицине. В военные годы без сулемы невозможно было представить ни госпиталя, ни операционной.
В конце 1941 года СССР оказался перед крайне серьезной угрозой полного прекращения производства каких-либо боеприпасов. 29 октября 1941-го немецкая армия захватила Горловку на Украине. Недалеко от нее находилась Никитовка, где располагался единственный в СССР комбинат по добыче и выплавке ртути. Оборудование с производства удалось вывезти, но возник острый вопрос: где взять ртуть?
Серьезность ситуации можно выразить цифрами. До войны, в 1940 году, Никитовский комбинат выдал 361 тонну ртути, а за январь-сентябрь 1941-го (комбинат начали эвакуировать 8 октября) — 372 тонны. При этом потребность в металле на 1941 год исчислялась в 750-800 тонн, из которых было возможно удовлетворить лишь порядка 500 тонн, частично закупая ртуть за границей. Но и с этим были проблемы — с началом войны основная мировая добыча ртути оказалась во вражеском лагере. В 1938-м страны, вошедшие позже в антигитлеровскую коалицию, в том числе СССР, добывали 1 383 тонны ртути в год. В странах оси Италия добывала 3 300 тонн, Испания — 1 379.
Хайдарканстрой
Хайдаркан (Айдаркен) был известен с древности. Геологи отмечали, что там есть следы древних разработок и отвалы переработанной руды. Месторождение располагается на хребте Эшме, входящем в систему Алайского хребта, на высоте более 2000 метров над уровнем моря, в 83 километрах к юго-западу от Ферганы.
Недалеко от месторождения располагался поселок Хайдаркан. Он дал название и месторождению, и возникшему на его месте комбинату, и построенному при нем поселку, которые существуют до сих пор. В 2006 году Хайдаркан был переименован в Айдаркен, в 2012-м ему присвоили статус города.
Более или менее детальное исследование месторождения началось только в начале 1930-х, но уже в 1933 году стало ясно, что Хайдаркан — это крупное и важное месторождение. Основной его компонент был представлен плавиковым шпатом, в котором ртуть и сурьма были примесями. Но эти примеси по сурьме составляли 100 процентов всех запасов в СССР, а по ртути — 50 процентов. В материалах Академии наук СССР было указано, что геологические запасы Хайдаркана в 1933 году оценивались в 1 миллион тонн плавикового шпата, 198,5 тысячи тонн сурьмы и 10,3 тысячи тонн ртути. Правда, оценки сильно колебались.
Освоение Хайдаркана началось еще до войны, поскольку известно, что в 1940 году рудник выплавил 800 килограммов ртути. Одновременно он производил 30-процентный концентрат сурьмы. К примеру, в июле 1941 года было произведено 1 681 килограмм ртути и 195,1 тонны сурьмяного концентрата. По сути, это была опытная лаборатория, которая промышленно опробовала руды с различных участков сложного по строению Хайдарканского месторождения. Геологоразведочные работы и опробование были важны для уточнения объема запасов и разработки проекта развития предприятия.
Из документов Главредмета (Главного комитета редких металлов) Наркомата цветной металлургии СССР видно, что стройка велась очень быстрыми темпами. 24 октября 1941 года заместитель наркома цветной металлургии СССР П. Я. Андропов затребовал 40 вагонов для срочной переброски стройбата № 689 (920 человек) со станции "Бокситы" Свердловской железной дороги на станцию "Скобелево" Ташкентской железной дороги. На 13 ноября 1941 года, судя по записке инженера О. Каминского, на "Хайдарканстрое" уже были сооружены здания дизельной (под пять дизель-генераторов), компрессорной и мастерской. Началось сооружение бремсбега, или наклонного тоннеля на руднике, шли земляные работы и закладка фундаментов опытного завода и обогатительной фабрики. Также строилась ЛЭП от Кувасая и прокладывался водопровод.
Трудности приходят скопом. Геолог Смирнов в октябре 1941 года провел оценку запасов ртути главного поля рудника. До этого были утверждены запасы 7,1 тысячи тонн, а Смирнов показал, что имеется порядка 1-1,5 тысячи. По его мнению, нужны были более детальные геологические работы, чтобы определить место закладки подземного рудника. Пока же следовало брать самую легкодоступную руду и древние отвалы. В них было около 50 тысяч тонн с содержанием 0,1 процента ртути, то есть около 50 тонн металла.
Выбора не было. Независимо от заключения геологов, комиссия Технического совета Наркомата цветной металлургии СССР 15 ноября 1941 года решила, что в 1942-м на Хайдаркане надо произвести 300 тонн ртути. Для этого нужно было поднять месячное производство в 18 раз!
Итоги военных лет Хайдаркана
Хайдаркан позволил продержаться до того момента, когда 5 сентября 1943 года части 51-й и 5-й ударной армий освободили Горловку. Специалисты Главвольфрама ринулись туда незамедлительно для оценки разрушений и организации срочных восстановительных работ. Крупные хозяйственные наркоматы (Наркомат угольной промышленности, Наркомат черной металлургии и другие) разработали предварительные планы восстановления разрушенных предприятий. Такой план, конечно, был и для Никитовского ртутного комбината ввиду его исключительной важности. Вскоре после освобождения он тоже стал давать ртуть.
В остальном помогли союзники. На 1 января 1945 года по ленд-лизу в СССР было поставлено 818,6 тонны ртути, в основном из США. В среднем за три года ленд-лиза ежегодно поставлялось 272 тонны ртути. Немало, но только для покрытия самых важных, самых неотложных нужд. Ртуть была остро необходима и самим Соединенным Штатам, развернувшим мощную военную промышленность для снабжения союзников, в первую очередь Великобритании. Основная масса ленд-лиза поступила только в 1943-1944-м, так что в самом трудном, самом тяжелом 1942 году Хайдаркан был главным поставщиком ртути для советской оборонной промышленности.