Корреспондент Sputnik Кыргызстан побеседовала со специалистом Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Максатом Будайчиевым.
— Говорят, у сотрудников РБСМЭ стало больше работы. Как изменилась ситуация после обострения эпидемиологической обстановки?
— С июня работы действительно прибавилось. Мы исследуем тела людей, умерших дома и на улице, жертв криминальных инцидентов и несчастных случаев. Когда в милицию поступает вызов, на место с оперативно-следственной группой выезжают и судмедэксперты. А в соседнем Республиканском патологоанатомическом бюро исследуют тела тех, кто скончался в больнице.
Кому можно ходить на похороны в пандемию — правила от Минздрава КР. Видео
Так вот, если раньше нам поступало 10-15 вызовов в сутки, то на минувшей неделе мы принимали по 40-45. Потом было 25-30 вызовов, сейчас 20-25. Не все тела судмедэксперты привозят в бюро. Если нет признаков насильственной смерти, умерший был совершеннолетним и имел столичную прописку, родственники могут получить справку о смерти в ЦСМ по месту жительства. Если у человека не было прописки в Бишкеке или если его смерть вызывает определенные подозрения, тело направляют в морг, согласно постановлению следователя.
— Как часто у покойных, которых вам привозят, выявляют пневмонию или коронавирус?
— Предварительный диагноз "двусторонняя внебольничная пневмония" сегодня имеют 80-90 процентов. Абсолютно всем ПЦР-анализы не проводили. Поскольку в Республиканское патологоанатомическое бюро привозят тела из больниц, у них есть результаты тестов. Патологоанатомы выясняют наличие у покойных других заболеваний, а судмедэксперты сейчас исследуют тела и на COVID-19. Недавно мы отобрали образцы тканей умерших и отправили большую партию на санэпидстанцию, но результаты пока не готовы.
— Выявляется ли пневмония среди лиц без определенного места жительства?
— После обострения эпидемиологической ситуации в морг были доставлены тела пяти таких граждан, пневмонию выявили только у одного.
Вирус проникает в села — что происходит в регионах Кыргызстана
— У скольких умерших диагностировали пневмонию в вашем бюро с начала марта?
— У 118.
— По сравнению с прошлым годом это много?
— Конечно, в несколько раз больше.
— Какие изменения наблюдаются в легких человека, умершего от пневмонии?
— Легкие в прямом смысле набирают вес. Они набухают, "пенятся", из них течет жидкость. В таких случаях мы ставим диагноз "дыхательная недостаточность, абсцесс легких".
Что происходит возле морга в Бишкеке — видео
— Многие люди, особенно в начале эпидемии, утверждали, что пациенты умирают не от коронавируса, а от хронических заболеваний. Как вы можете это прокомментировать?
— Да, иногда при вскрытии видно, что другие органы поражены сильнее легких. Поэтому в заключении указываются разные причины смерти: основная болезнь, осложнения, сопутствующие, фоновые и другие заболевания.
Чтобы было ясно, приведу пример. Недавно я исследовал тела девяти человек. У шести были сахарный диабет, рак или инсульт, а пневмония стала сопутствующей причиной смерти. Остальные трое умерли непосредственно от воспаления легких.
— Ходят слухи, что у судмедэксперта можно получить фальшивую справку, чтобы не соблюдать правила захоронения умерших с COVID-19...
— Это невозможно, так как мы работаем напрямую с правоохранительными органами и принимаем соответствующие постановления.
Заболевших COVID в КР больше 23 тыс — как власти поменяли подачу статистики
— Существует ли специальный протокол исследования тел умерших от COVID-19?
— В Кыргызстане действует постановление о проведении судебно-медицинской экспертизы, мы работаем в его рамках. Также есть рекомендации Минздрава, где в основном прописаны санитарно-гигиенические правила.
— Сейчас многие медики заражаются коронавирусом. Есть ли случаи инфицирования в вашем бюро?
— Да, к сожалению, COVID-19 нас не обошел. Его выявили у четырех судмедэкспертов. Двое уже выздоровели и вышли на работу, еще двое продолжают лечение дома.
Как теперь Минздрав будет вести статистику по COVID и пневмонии
— Говорят, если бы медики были обеспечены средствами защиты, случаев заражения регистрировали бы меньше.
— У нас нет дефицита масок, перчаток и других защитных средств — получаем их от государства, также помогают волонтеры. Где именно заразился человек, можно узнать только по итогам эпидемиологического расследования. Это сложная задача... Перед проведением вскрытия мы обязательно надеваем комбинезоны, перчатки и маски, пользуемся антисептиками. А прежде чем выдать тело родственникам, омываем его специальным раствором и заворачиваем в полиэтилен.
— Возможно, вы хотели бы обратиться к родственникам умерших…
— Всем известно, что сейчас большому количеству людей опасно собираться в одном месте. Соблюдайте, пожалуйста, дистанцию и в морге. Не надо являться толпой, внутрь следует заходить по одному, использовать защитные средства и антисептики.