Совсем недавно команда при участии нашего героя завершила посадку уникальных яблоневых саженцев в одном из сел Чуйской области. На десяти гектарах, которые раньше были обычным полем, разбивается фруктовый сад, причем вся продукция с него пойдет на экспорт. О стремительно набирающей популярность технологии интенсивного сада мы поговорили с основателем фирмы Уланбеком Ташиевым.
— Почему вы занялись садоводством?
— Я вырос в селе Толойкон Ошской области и с детства интересуюсь сельским хозяйством. Участь на менеджера в университете, начал задумываться о своем деле. Тогда я хотел выращивать декоративные растения, которыми украшают дома и разные заведения, но однажды встретил на рынке односельчанина — он продавал саженцы винограда из своего мини-питомника. Мы стали работать вместе, дополнительно предлагая клиентам услуги посадки, обрезки, лечения и защиты от вредителей. Затем поняли, что есть спрос не только на обслуживание виноградников, но и на саженцы яблони, черешни, абрикоса и других плодовых деревьев. Постепенно мы расширили команду, во время сезонных работ привлекаем студентов аграрных факультетов.
В прошлом году я побывал в Германии, где меня очень заинтересовала технология интенсивного сада. Я изучил ее, и в этом году удалось поучаствовать в создании такого сада в одном из сел Чуйской области.
— Расскажите подробнее.
— Это не первый подобный проект в Кыргызстане, но самый крупный, в котором мы участвовали. Наша команда с помощью местных жителей высадила 40 тысяч саженцев карликовых яблонь. К работе были привлечены около 200 сельчан, включая трактористов и экскаваторщиков. Они также будут задействованы в сборе урожая и других работах.
Как заработать в селе на карантине — о необычном бизнесе кыргызстанца
Вообще, есть три вида сада. Первый — сад "для себя", за которым обычно никто не ухаживает. Второй — среднего размера мультисад, где "перемешаны" разные деревья, но нет серьезного ухода. А третий вид — это интенсивный сад. Его можно считать промышленным производством, к которому надо относиться как к заводу. Под Кара-Балтой разбит именно такой сад, отличающийся плотностью посадки и урожайностью.
— В чем его уникальность?
— Саженцы привезены из Италии, и они "трехэтажные" — состоят из трех частей разных деревьев. Корневая система называется подвоем, дальше идут штамб (ствол) и привой — часть, с которой собирают плоды. Корень взят с карликового дерева, а остальные части — с обычных. Кроме того, в саду применяется капельное орошение при помощи гидравлического компьютера. Он контролирует давление в трубах и равномерно распределяет воду. Так как урожайность яблонь высокая и они не могут удержать плоды, между деревьями устанавливают специальные бетонные стойки — шпалеры. На них натягивают проволоку в четыре ряда, и вес яблок приходится на опоры. Всего на 10 гектарах установили более 4 тысяч шпалеров.
— Такой сад, очевидно, требует особенного ухода...
— Поскольку корни высаженных деревьев маленькие и не разрастаются, как у обычных, они чувствительны к недостатку влаги, а также требуют частого удобрения. Трубка для капельного полива крепится на натянутую между шпалерами проволоку. Необходимые вещества также поступают через эту трубку — в воду добавляют жидкие минеральные удобрения.
В пандемию этот бизнес стал очень выгоден — предприниматель из КР
Интенсивному саду действительно надо уделять особое внимание, уход должен быть своевременным и постоянным, иначе урожай будет потерян. Например, если вовремя не привязать ветку к проволоке, она сломается под весом яблок... Также над садом должна быть установлена противоградовая сетка, а это дополнительные затраты. Вообще, интенсивный сад требует немалых вложений, но цель оправдывает средства. С каждого дерева при хороших условиях ежегодно можно получать до 35 килограммов яблок.
— Я слышал, что в интенсивном саду можно регулировать размер плодов.
— Размер яблок очень важен при экспорте. Калибровка отечественных яблок разная, а заказчикам нужен единый размер. В интенсивном саду есть возможность его контролировать. В Европе, например, маркетологи заранее определяют необходимый калибр яблок, чтобы садоводы знали, на что ориентироваться. Если поступает заказ на крупные плоды, с деревьев заранее снимают определенное количество яблок, чтобы питательные вещества пошли к остальным. Скажем, если на ветке 10 яблок, убирают половину — оставшиеся пять плодов при созревании будут крупными. Это удобно делать на низкорослых деревьях.
— Когда интенсивный яблоневый сад начинает приносить доход?
— Мы высадили яблони известных сортов: Fujion, Red Delicious, Gala, Gaia, Granny Smith. Плоды на них появятся уже в нынешнем году, однако такой урожай считается "техническим" или "случайным". Обычно для того, чтобы дерево благополучно адаптировалось, первые цветки стряхивают. Их можно и оставить, но тогда есть вероятность, что саженец направит все силы на урожай и корень будет слабым. Поэтому на полноценный урожай и доход можно рассчитывать только через год после посадки.
— Сколько лет проживет такой сад?
— Все зависит от ухода. Некоторые говорят, что до 15 лет, но я с этим не согласен. При своевременной обрезке, защите от вредителей и удобрении можно продлить жизнь сада на десятки лет.
— Не возникнет ли проблем с реализацией продукции?
— У нас в крупных торговых сетях часто продают импортные яблоки, думаю, местные будут дешевле. А так как при выращивании соблюдаются все стандарты, плоды из интенсивного сада можно экспортировать в Россию, Казахстан, Китай и другие страны.
Сколько можно зарабатывать на выброшенных бутылках — история кыргызстанца
— Вы думаете, технология интенсивного сада приживется в Кыргызстане?
— Сейчас все больше людей интересуется такими садами. Да, это затратно: цена хорошего импортного саженца достигает 800 сомов. Есть и дешевые — от 150 сомов. Стоимость зависит от качества и производителя. Итальянские и немецкие саженцы дорогие. Польские, сербские, турецкие дешевле. Думаю, когда кыргызстанцы увидят реальный доход от интенсивных садов, заинтересованных станет еще больше. Сейчас такие сады разбиты на более чем 200 гектарах в стране, инструкции соблюдаются не везде, но все-таки это направление развивается хорошо.
— Насколько я понял, ваша работа (посадка) в Кара-Балте завершена. Чем планируете заниматься дальше?
— Продолжим работу с другими клиентами. Осенью снова начнутся посадка, санитарная обрезка и подготовка саженцев винограда. Зимой мы занимаемся формировочной обрезкой. Знаете, Кыргызстан сильно отстал от других государств в плане развития садоводства. Мы хотим привезти сюда новые технологии. Вообще, я мечтаю получить сельскохозяйственное образование в Германии и вернуться оттуда с багажом знаний о современных технологиях садоводства.