В Москве в минувший четверг прошла церемония награждения XX юбилейной Национальной премией "Медиаменеджер России — 2020". Лучшей в номинации "За выдающийся вклад в продвижение русскоязычного СМИ за пределами России" стала руководитель информационного агентства и радио Sputnik Кыргызстан Елена Череменина. Премия ежегодно вручается топ-менеджерам СМИ, рекламной и PR-индустрии за профессионализм и мастерство в работе. Елена Геннадиевна рассказала о ситуации со СМИ в стране в условиях пандемии и о том, от чего зависит успешная работа команды.
— Как изменились бизнес-процессы на медиарынке в связи с пандемией коронавируса?
— В Кыргызстане с момента объявления карантина все интернет-издания перешли на удаленную работу. Телеканалы и радио сократили производство своих программ и тоже полностью или частично перешли на работу из дома. Многие рекламодатели приостановили контракты со СМИ, рекламные бюджеты изданий сократились от 15 до 80 процентов . Часть сотрудников была вынуждена уйти в неоплачиваемые отпуска, некоторых уволили.
Исторический музей получил в подарок уникальные кадры из фотопроекта Sputnik
В то же время посещаемость новостных интернет-ресурсов в марте выросла на 20-40 процентов. В апреле она пошла на спад, а в мае вернулась к докоронавирусным показателям.
— Как ваша медиагруппа адаптировалась к изменениям, удалось ли вам это?
— Редакция информагентства и радио Sputnik Кыргызстан смогла без потери качества, оперативности и объема выпускаемых материалов перестроиться на удаленную работу. Благодаря новым технологиям и собственным программным продуктам журналисты и редакторы проводят планирование, интервью, берут комментарии, общаются друг с другом.
Что касается командного духа и физической формы, то ровно в 13:00 мы продолжаем делать нашу ежедневную зарядку. А по средам традиционно встречаемся в Zoom, чтобы узнать о биографии и планах одного из коллег и его жизненных принципах.
— Увидели ли вы новые возможности в это непростое время?
— Уже второй год у нас успешно работает просветительский проект SputnikPro. В Кыргызстан для проведения мастер-классов приезжали Василий Конов, Вадим Такменев, Владимир Песня. В условиях карантина проект был переведен в онлайн-формат, что позволило привлечь еще больше российских профессионалов и расширить географию. За три месяца состоялось 10 онлайн-сессий на самые актуальные темы.
— Какими проектами, подходами или решениями, реализованными во время пандемии, вы гордитесь больше всего?
— Несмотря на карантин, были подготовлены мультимедийные продукты, посвященные 75-летию Победы в ВОВ, аудио- и видеоподкасты об истории Кыргызстана. Редакция получила на них огромное количество положительных отзывов из соцсетей.
Sputnik в честь своего пятилетия поддержал акцию "Парк для жизни"
Было сделано много информационных материалов, помогающих ориентироваться и понимать, как действовать и куда обращаться в той или иной ситуации в условиях самоизоляции. Благодаря качественной и своевременной информации количество подписчиков нашего Telegram-канала увеличилось вдвое, сейчас это самый популярный канал среди новостных СМИ в Кыргызстане.
— Какие знаковые события на медиарынке (кроме пандемии коронавируса) произошли за последний год? Какие последствия имели эти изменения?
— В парламенте Кыргызстана вынесли на общественное обсуждение законопроект "О манипулировании информацией". Он направлен на недопущение распространения ложной или недостоверной информации в интернете. При разработке документа инициаторы опирались на опыт стран ЕС. Медиаэксперты Кыргызстана активно выступают против этого законопроекта, так как его принятие фактически приведет к цензуре в Сети.
Важной тенденцией рекламного рынка, напрямую влияющей на медиа, стала переориентация местных рекламодателей на размещение рекламы через Yandex и Google. Часть рекламного бюджета уходит к местным топовым пабликам в социальных сетях, блогерам и на раскрутку собственных страниц в соцсетях.
Парадокс в том, что, несмотря на и так совсем небольшой рынок, местной рекламы становится еще меньше, при этом количество СМИ не уменьшается, появляются новые игроки. Отчасти это можно объяснить ожиданием потока политической рекламы во время предстоящих осенью этого года парламентских выборов.
— Каким, на ваш взгляд, должен быть успешный медиаменеджер? Какие главные качества вы могли бы выделить?
— Любой медиапроект это прежде всего командная работа. От того, какую команду соберет медиаменеджер, и будет зависеть успех проекта, а следовательно, и успешность руководителя. Поэтому главное — разглядеть в потенциальном сотруднике не только его профессионализм, но и человеческие качества. Понять, сможет ли он стать частью твоей команды, разделит ли он корпоративную культуру редакции, готов ли поставить рабочие интересы на один уровень с семейными.
Еще одно важное качество — это открытость руководителя для любого сотрудника, умение выслушать коллег, найти нужные слова для поддержки и при необходимости помочь решить проблему.
Sputnik — одно из крупнейших международных СМИ, объединяющее мультимедийные интернет-сайты на 33 языках, аналоговое и цифровое радиовещание более чем в 90 городах планеты. Новостные ленты Sputnik круглосуточно поставляют информацию ведущим изданиям по всему миру на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет более 80 миллионов посетителей в месяц, общее количество подписчиков Sputnik в соцсетях превышает 20 миллионов. В 24 редакционных центрах по всему миру, от Бишкека до Кишинева и от Пекина до Монтевидео, работает свыше тысячи человек десятков национальностей. Sputnik входит в медиагруппу "Россия сегодня". Головной офис Sputnik находится в Москве.