Перечислять регалии Сакана Сатыбекова можно долго: профессор, заслуженный юрист КР, экс-судья Конституционного суда КР. Он не только написал множество учебников, справочников и монографий, но и участвовал в разработке двух конституций, Гражданско-процессуального, Трудового, Жилищного, Земельного, Брачно-семейного кодексов.
В общем, Сакан Сатыбекович знает все о том, как правильно писать и принимать законы, а ведь именно это важнейшая функция депутатов Жогорку Кенеша. Именно об этом мы с ним и поговорили.
Факты о партиях, которые нужно узнать кыргызстанцу перед выборами
— Я понятия не имею, как принимались законы в 90-х годах и даже в советский период, но мне почему-то кажется, что такого беспорядка раньше не было. Не могу представить, чтобы даже в лихие 90-е в зале заседаний присутствовала только половина депутатов или кто-то посмел нажимать на кнопку за соседа. В то время вы были членом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР, по сути, тогдашнего парламента. Как бы вы оценили работу предыдущих законотворцев и нынешних?
— Мне часто приходилось участвовать в различных заседаниях Жогорку Кенеша в 80-е и 90-е. Так вот, наблюдая за поведением и выступлениями народоизбранников, отмечу, что в зале ЖК всегда царил кворумный порядок, строго соблюдался регламент, атмосфера была деловая, а тематика обсуждаемых вопросов — конструктивная. Тогда и речи не могло быть о каком-либо лоббировании чьих-то тайных интересов, чем, увы, грешат сегодняшние парламентарии…
Слуги народа прежних лет придерживались общей идеологии и были объединены чувством коллективной ответственности — один за всех и все за одного! Благодаря этому разрабатывались и принимались надлежащие законопроекты.
— Я на днях просматривала списки тех, кто идет в депутаты. Большинство из них безработные — с ними все понятно. Бизнесменов народ тоже не любит: дескать, пришли защищать свой бизнес. Профессиональные политики всегда имели много недоброжелателей, а огромная часть из них давно потеряла репутацию. Людей какой профессии вы бы хотели видеть на месте парламентариев? Кто должен принимать законы в стране?
— Народная кыргызская мудрость не зря гласит: даже обычную перепелку должен разделывать тот, кто умеет это делать! Конечно, опытные юристы чувствуют букву Закона, но, кроме них, необходимо привлекать к этой деятельности экономистов, специалистов из социальной сферы. Главное — истинных профессионалов!
Я изучил список новых кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша. Кого там только нет! Увы, многие из них способны пройти в парламент, хотя не имеют ни малейшего представления о том, как работают законы. А ведь нам придется еще пять лет жить по принятым ими нормам и правилам. Каждый избиратель, который возьмет в руки бюллетень 4 октября, должен об этом помнить.
Нашей семье устроили травлю — внук одного из самых влиятельных кыргызстанцев
— Почему кыргызстанцы так рвутся во власть, будь то парламент или правительство? Зарплаты там не такие уж и большие, дополнительные коррупционные заработки есть далеко не на всех должностях. Это что, национальная черта — хочу быть башкармой?
— В любом обществе у людей есть желание войти в правящие круги и занять доминантное положение. Такова человеческая натура, и кыргызстанцы не исключение.
Что касается нелегальных "заработков" разных вельмож, то такой человеческий фактор будет присутствовать всегда. Искоренить его практически нереально. Тут уместно говорить лишь о масштабах этого явления.
— Сейчас у меня впечатление, что у Жогорку Кенеша сложился крайне отрицательный имидж. Народ откровенно глумится над законотворцами. Такое скептическое отношение людей может как-то сказываться на качестве законов? Может ли новый созыв как-то переломить ситуацию?
— Действительно, за последние годы репутация ЖК изрядна подпортилась. Кто может изменить ситуацию? Сам электорат! Сейчас около 80 человек из старого состава Жогорку Кенеша баллотируются вновь. Если вы разочаровались в них, не стоит голосовать за этих людей на предстоящих выборах. Граждане имеют право выбрать другую, качественно новую команду парламента.
— Вы принимали активное участие в разработке многих важнейших законов страны. По некоторым из этих документов страна живет до сих пор, они не устарели. Однако то, как кодексы принимаются сейчас, вызывает много вопросов. Например, взять новый Уголовный кодекс. Юристы находят в нем много ляпов и нестыковок. Например, в главе о преступлениях против духовно-нравственного здоровья личности последняя статья — жестокое обращение с животными. Будто корова или баран — это личность. Почему законы стали принимать вот так?Раньше же как-то умели это делать?
— Раньше все законопроекты разрабатывались ведущими юристами страны, профи с именем и чувством ответственности. А сейчас их пишут безликие "экспертные группы" с темными источниками финансирования.
Даже те депутаты, которые не были юристами по образованию, имели более четкие постулаты и серьезнее относились к законотворчеству, нежели сегодняшние деятели.
Государство обучало каждого таким вопросам: старшеклассники в школах изучали такой предмет, как "основы государства и права", аналогичные занятия проводили и в университетах, причем не только на юридических факультетах. К сожалению, сейчас этого нет.
У меня волосы встают дыбом — откровения адвоката о судах в Кыргызстане
Хочу сделать резюме: у руководства Кыргызстана есть важнейшая задача — построить по-настоящему правовое государство с грамотными парламентариями и законопослушными гражданами. Для этого нужно вернуть массовое просвещение всего населения в вопросах общества и права. Иначе… Давайте не будем даже думать об этом!