На севере Бишкека есть печально известный перекресток — Орозбекова/Щербакова. Знающие люди проезжают его с опаской, поскольку там часто происходят ДТП. Настолько часто, что их даже перестали замечать.
Пресса обратила внимание на этот перекресток почти два года назад и не раз намекала городским службам, что пора действовать. Установка светофора заняла около года, однако, по словам местных жителей, он уже три месяца не работает. На перекрестке по-прежнему образуются заторы и происходят аварии.
Эта ситуация хорошо отражает отношение кыргызстанцев к дорожной безопасности. Спросите, почему кыргызстанцев, а не столичной мэрии? Потому что мы сами выбрали такую бюрократизированную и неэффективную систему государственного менеджмента.
Что такое дорожная безопасность? Это не только установка светофоров, знаков, строительство дорог и прочее. В первую очередь это умение анализировать проблемы и понимать, как использовать вышеперечисленные инструменты.
Почему водители стараются избежать приезда сотрудников УОБДД на место ДТП
Почему все так ужасно?
Не будем говорить об инфраструктуре — для многих это абсолютно очевидно, Кыргызстан ведь страна экспертов. Расскажу о "закулисных" моментах.
Года два назад мой коллега хотел сделать карту опасных участков дорог в Иссык-Кульской области. Технически все просто: ГУОБДД предоставляет нам информацию о ДТП, мы анализируем случаи, создаем карту, водители видят на ней опасные места и проезжают эти участки осторожнее, чем другие.
Что в итоге? ГУОБДД так и не представило данные. Вполне вероятно, что их даже не собрали. Теперь понимаете, почему ни один летний сезон не обходится без резонансных аварий на Иссык-Куле?
Еще кое-что. На днях в Бишкеке насмерть сбили мужчину, который доставал детскую коляску из багажника авто. Наверное, вам было бы интересно узнать обстоятельства происшествия, но они так и остались неизвестными. Чтобы выяснить подробности ДТП, журналисты звонят в пресс-службы УОБДД или УПСМ. Зачастую пресс-секретари могут сообщить только время и место аварии, но предварительные причины неизвестны.
В итоге подобные новости ничему не учат людей. Читателю остается лишь посмотреть фото или видео и посочувствовать, но получить ценные для себя сведения он не может.
Что будет, если не платить штрафы за нарушение ПДД в Кыргызстане
Как это изменить?
Можно сделать информацию об обстоятельствах ДТП более доступной. Для этого надо создать отдельный сайт и обязать следователей публиковать там фото или текст протокола не позднее суток либо нескольких часов после аварии. Это не только обеспечит доступ к данным, но и снизит риск их фальсификации.
Понятно, что виновника ДТП вправе установить только суд, а значит, следует объяснять, что информация предварительная и могут выясниться новые обстоятельства.
Другой эффективный вариант — анимировать ДТП. Представьте, что в социальных сетях и по государственным телеканалам, которые популярны в регионах, периодически будут показывать видеоролики длиной 1-2 минуты, содержащие полный "разбор" аварии: указание на ошибки водителей или пешеходов, наглядные советы. Наверняка всплывет много инфраструктурных проблем.
Я не уверен, что это будет работать, но нужно пробовать, а не делать вид, что все замечательно, и раз в год снимать неэффективные социальные ролики.
В Бишкеке китайская компания устанавливает оборудование "Умного города" — фото
У нас есть миллиард
Нанять команду из 3D-аниматора, редактора, аналитика и платить им хорошую зарплату — в масштабах государства это не слишком дорого. Тем более что с начала запуска проекта "Безопасный город" на штрафах собрали 1 миллиард 440 миллионов сомов.
Что такое штрафы за нарушение ПДД? Это не просто наказание, а своеобразный налог. Таким образом водители собирают деньги, чтобы всем участникам дорожного движения обеспечили условия для улучшения системы. Но на деле мы не видим использования этой огромной суммы.
Надеюсь, кыргызстанцы начнут учиться на своих и чужих ошибках и не будут беспечно относиться к информации, цена которой — жизнь и здоровье людей.