Вчера, 10 октября, депутаты Жогорку Кенеша провели внеочередное заседание парламента в госрезиденции, где утвердили состав, структуру и программу правительства, одобрив кандидатуруСадыра Жапарова на пост премьер-министра.
Изначально заседание планировалось начать в 16:00, но фактически оно стартовало на полтора часа позже. Примерно в 17:30 спикер ЖК Мыктыбек Абдылдаев, подавший потом в отставку, объявил о наличии кворума. По его словам, на тот момент в госрезиденции собрался 51 народный избранник, еще 10 передали доверенности, 1-2 депутата находились в пути.
Однако не все парламентарии согласны, что на заседании действительно был кворум. Одни заявляют, что в госрезиденции присутствовал всего 41 нардеп. Sputnik Кыргызстан собрал мнения депутатов, имеющих разные позиции по этому поводу.
Для начала предлагаем разобраться, почему вокруг кворума на этом заседании столько разговоров и как работают доверенности.
Что такое кворум
Работу парламента определяет специальный закон "О Регламенте Жогорку Кенеша", поэтому опираться мы будем именно на него.
Кворум означает присутствие большинства от общего числа депутатов ЖК, членов комитетов и комиссий. При его наличии заседания парламента считаются законными, а принятые решения имеют юридическую силу.
Если кворум не собирается в течение 15 минут с начала регистрации депутатов, то заседание считается несостоявшимся.
Передача голоса
Если депутаты рассматривают не законопроект, а какой-нибудь другой вопрос, то они имеют право передать право голоса. Его можно передать лидеру или депутату только своей фракции — с нардепами из других фракций такое не сработает. Более того, депутат не может получить больше двух доверенностей одновременно.
Если за 3 дня ЖК не утвердит указ президента, режим ЧП снимается — спикер
Передачу права голоса оформляют на депутатском бланке с указанием причины отсутствия, времени, на которое передается голос, а также указанием, как этим голосом надо распорядиться.
Председательствующий на заседании ЖК по регламенту объявляет список отсутствующих депутатов, а также список тех, кто передал право голоса.
Далее приводим позиции депутатов по поводу кворума на заседании в госрезиденции.
Аида Касымалиева
Вначале депутат ЖК Аида Касымалиева присутствовала на заседании, однако вскоре решила уйти, чтобы "выразить свой протест происходящему". Об этом она призналась в посте на Facebook-странице.
"Я написала руководителю аппарата ЖК и позвонила, чтобы мой голос не регистрировали для кворума. Он сказал, что его все равно зарегистрировали. Я не дозвонилась до Мыктыбека Абдылдаева и Мирлана Бакирова, но моего голоса там для кворума нет", — написала она.
Касымалиева предложила выдвинуть нового кандидата на пост премьера
Все процессы в стране должны быть законными, особенно во время таких исторических событий, продолжила депутат.
"Вчера не было кворума. 61 депутат должны быть живыми и присутствовать, а потом только доверенности. Аппарат ЖК должен опубликовать все письменно. Я даже в здание ЖК не могу попасть", — подчеркнула Касымалиева.
Она добавила, что легитимность вчерашнего заседания будет оспариваться в суде.
Бактыбек Турусбеков
Депутат ЖК Бактыбек Турусбеков считает принятые на вчерашнем заседании решения легитимными. По его словам, споры вокруг кворума возникли по вине парламентариев, не явившихся в госрезиденцию.
"Я считаю, что это легитимно. Если бы хоть один депутат заявил, что он не передавал доверенность, тогда другое дело. Почему депутаты, называющие решение незаконным, не явились на заседание? Они бы и дальше придерживались такой позиции, как нам в такой ситуации пришлось бы стабилизировать обстановку в стране? Как мы видим, сейчас в городе все наконец-то спокойно", — поделился мнением он.
Спикер: если не собрать кворум, ЖК перестанет существовать как ветвь власти
По словам Турусбекова, депутаты работают ради мира и спокойствия в государстве.
"Можно цепляться за юридическую сторону вопроса, но мы, депутаты, в первую очередь являемся избранниками народа, поэтому слышим его голос. Если другие парламентарии против, то они могли бы высказать свое мнение, посетив заседание. В конце концов, это наша работа", — отметил нардеп.
Он задается вопросом, почему голосование по доверенности получило столь широкий резонанс.
"Конечно, в законе прописано, что для кворума депутат должен присутствовать, однако не секрет, что и раньше депутаты регистрировали своих коллег. Этот факт не подвергался сомнению, а в этот раз вокруг кворума начались споры. В такие моменты надо действовать в интересах народа и государства, тем более обстановка в стране была напряженной", — сказал Турусбеков.
По его словам, некоторые его коллеги подошли чуть позже, некоторые присутствовали на заседании, однако вскоре покинули госрезиденцию. Турусбеков отметил, что даже если депутат ушел с заседания, он все равно считается зарегистрированным.
Дастан Бекешев
По мнению депутата Дастана Бекешева, кворума не было. Он сам не пришел на заседание в госрезиденции.
"Кворум — это большинство, которое может открывать заседание. Для его обеспечения необходимо физическое присутствие 61 депутата. В госрезиденции же присутствовал 51 нардеп и имелись 10 доверенностей", — сказал нардеп.
Повестка дня на заседании депутатов Жогорку Кенеша в госрезиденции. Фото
Он также обратил внимание, что результаты поименного голосования должны быть опубликованы, чего не было сделано, что также является нарушением. По словам Бекешева, в случае невозможности посчитать голоса в электронном формате эта процедура осуществляется вручную, то есть проводится ручной подсчет.
Также, по словам Бекешева, на заседании присутствовали депутаты, представившие доверенности коллег из других фракций, что тоже само по себе нарушение.
Евгения Строкова
Депутат ЖК Евгения Строкова присутствовала на вчерашнем заседании. По ее словам, она приехала в госрезиденцию последней.
"Я до сих пор болею, но не хотелось быть дезертиром. Хотела высказать свое мнение и посмотреть на ситуацию изнутри, приехала самая последняя. Присутствующих не считала, поэтому точное число сказать не могу. Если бы заседание проходило в привычном месте, то сориентироваться в этом плане было бы проще, а так в зале присутствовало много журналистов и других людей, не являющихся депутатами", — объяснила она.
У госрезиденции "Ала-Арча" стоит боевая машина пехоты — фото
Строкова отметила, что Жогорку Кенеш должен работать по регламенту.
"Что касается передачи голоса, то да, здесь должен сохраняться регламент, иначе один человек может собрать все доверенности... Будем дальше разбираться и думать, что и как. Одной из наших задач была стабилизация обстановки в стране", — добавила депутат.
Каныбек Иманалиев
На регламент заседаний Жогорку Кенеша обратил внимание депутат ЖК Каныбек Иманалиев.
"Переданные доверенности не идут в счет кворума. Они начинают действовать, как только соберется необходимое число депутатов. Только после кворума нардеп может покинуть зал, оставив право голоса коллеге. Более того, голос может передаваться только внутри фракции. По закону, если кворума не было, то и остальные решения нелегитимны", — подчеркнул он.
Иманалиев уверен, что парламент должен действовать в правовом поле.
"Посчитайте на видео: пришел 41 депутат, двое ушли. Выходит, 81 парламентарий не принимал участия в заседании. Нужно собрать депутатов Жогорку Кенеша и, главное, обеспечить им безопасность, тогда парламент сможет принимать решения", — добавил он.
По его словам, в сложившейся ситуации народным избранникам необходимо проявить терпение и идти путем законности.