Александр Волкодав — певец из Бишкека, солирует в нескольких популярных группах. Когда-то он попал в российский телепроект "Голос". Сейчас исполнитель выступает не только в самых популярных заведениях столицы, но и на вечеринках для избранных.
— Видео, где вы поете на кыргызском, вызвало такой ажиотаж в социальных сетях! Вы ожидали подобного эффекта?
— Песня "Махабат" была записана еще год назад, однако сразу эта работа не получила должной оценки. Не знаю, что произошло потом, но люди начали смотреть ролик и делиться им. Я тогда уже занимался другими проектами, и вдруг мне стали звонить журналисты — приглашали на эфир, предлагали интервью. Сначала не понял, почему такая суета вокруг моей персоны, а потом все встало на свои места.
Над ремейком песни "Любовь, похожая на сон" работал Максат Тынаев. Он не просто перевел текст на кыргызский, ему удалось сохранить смысл, при этом изложив все своими словами. Работа была проделана колоссальная... Уже полгода с тех пор, как песня стала популярной, у меня разрывается телефон. Кто-то постоянно публикует видео в соцсетях, меня тэгают, пишут комментарии типа "как круто, что русский парень поет на кыргызском".
Радует, что наша команда не зря проделала такую работу. На моем канале ролик набрал не очень много просмотров, зато в других пабликах сотни тысяч просмотров и комментариев! Кстати, люди оценили, как я заморочился с акцентом. Мне хотелось, чтобы во время прослушивания человек думал, что поет кыргыз, поэтому я так отточил произношение всех звуков. Я самокритичен и знаю, что еще есть над чем работать. Конечно, говорю по-кыргызски, но не на том уровне, на каком хотелось бы. Для меня важно поставить произношение и пополнить словарный запас. Сейчас меня часто приглашают на интервью для кыргызскоязычных СМИ, но мне пока не нравится, как я говорю, — слишком долго подбираю слова.
— 2020 год был трудным для многих. Как музыканты переживают пандемию?
— Наши музыканты зарабатывают на концертах, а они долгое время были под запретом. Индустрия терпела огромные убытки. Такая ситуация во всем мире — когда на кону жизнь, людям не до концертов, в приоритете безопасность, а не развлечения.
Из-за отсутствия работы многие были вынуждены уйти из этой сферы. Местные исполнители вообще зарабатывают не много, а семьи кормить надо. Я какое-то время работал маркетологом, сейчас уже вернулся к музыке. Если оценивать год в целом, то я понес серьезные потери: ушли важные для меня люди, лишился бизнеса...
— На этот вопрос ответить сложно, все зависит от графика и популярности исполнителя. Музыканты, выступающие на одной сцене, могут зарабатывать совершенно по-разному: один получает тысячу долларов, а другой — тысячу сомов.
Иногда люди, которые приглашают меня выступить, просят о скидке. Мне становится неловко оттого, что они торгуются из-за творчества, объясняя: дескать, музыка моя нравится, но денег недостаточно. В авторские песни, с которыми я выступаю на мероприятиях, приходится вкладывать большие суммы. Одна композиция может стоить, как дорогой автомобиль. "Живыми" концертами музыканты "отбивают инвестиции", именно поэтому они стоят недешево.
— Вы ведь участвовали в шоу "Голос" и "Песни"...
— Да, я прошел в проект "Голос", но к тому моменту, когда должен был выступать, наставники набрали полные команды. Мне предложили поучаствовать через год — сразу пойти на сцену, без кастинга. Однако в следующем году я понял, что хочу попробовать что-то новое, и отправился на проект "Песни".
Там не прошел: моя работа понравилась жюри, но по определенным причинам меня не взяли. Я прибыл на шоу со своими песнями, а члены жюри посоветовали исполнять что-то более хайповое. Однако у меня есть свой образ, предавать который не хочется. Не могу петь то, что мне не по душе.
— Вы сказали, что потеряли бизнес. Как это случилось?
— Мы с другом открывали заведение в Бишкеке, но в какой-то момент поняли, что не можем работать вместе, и я вышел из дела. Это был отличный опыт, я получил хороший урок. Потери — не повод раскисать, это шанс придумать новые проекты. Теперь я запустил продакшен: мы снимаем рекламу, клипы и делаем другие продукты.
— Знаю, что вы не раз выступали на закрытых вечеринках, где собираются долларовые миллионеры. Как удалось попасть в число привилегированных артистов?
— Я не задавался этим вопросом, предложения поступают сами собой. Есть одно условие: мы — музыканты — не имеем права рассказывать о том, кого видели на таких вечеринках. Как правило, местных артистов приглашают для "разогрева" перед выступлением иностранных звезд.
— Чем известнее артист, тем он проще. А вот если это рядовой исполнитель, который не очень-то знаменит, с ним придется нелегко. Особенно трудно обслуживающему персоналу: я был свидетелем грандиозных истерик таких "звезд" из-за сущих пустяков.
В отличие от них, популярные исполнители ведут себя просто и сдержанно. После выступления могут подойти, подбодрить наших музыкантов, сказать свое мнение о песне, голосе... Например, я был в восторге от участников группы "Бумбокс", мы нашли общий язык и до сих пор общаемся.
— А у вас случались курьезы, связанные с олигархами-заказчиками?
А вообще, таких случаев — единицы. Обычно заказчики ведут себя адекватно и просто наслаждаются атмосферой.
— Поделитесь своими планами.
— Я планирую развиваться как исполнитель на местном рынке, пишу песни, сейчас запускаю новый проект. Останавливаться и довольствоваться малым нельзя. У меня около 250 песен, я сам пишу музыку и тексты на русском и английском, надеюсь, что скоро смогу писать и на кыргызском языке.