Родители 4-летних малышей благодарят нас — беседа с создателем Футбольной академии КР

Несколько лет назад Канагат Кадралиев и его друзья решили открыть в Бишкеке детскую футбольную академию. "Первое время зарплаты тренеров были даже меньше их расходов на проезд. Тогда в группах тренировались всего 2-3 ребенка", — вспоминает предприниматель.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Сегодня Канагат Кадралиев — соучредитель футбольной академии, в которой занимаются более ста детей. Он с единомышленниками воспитал уже больше десятка игроков для сборных Кыргызстана в разных возрастных группах.

— Расскажите о себе.

— В детстве я занимался футболом и даже играл за юношескую сборную страны, а когда поступил в университет, пришлось "завязать". Однако любовь к спорту не прошла. В 2015 году во время одной из встреч с друзьями и партнерами по той
команде мы решили создать детскую футбольную академию. 

— С чего все началось? 

— Нам тогда уже было по 30 лет, и друзья как раз заканчивали футбольную карьеру. На мой вопрос, кто что планирует делать дальше, последовал банальный ответ — заниматься тренерской деятельностью. А потом пришла мысль: "Почему бы самим не создать для себя работу вместо, того чтобы идти внаем". 

Родители 4-летних малышей благодарят нас — беседа с создателем Футбольной академии КР

— Все так просто?

— Ну, трудности только начинались. Кроме трех тренеров — моих друзей-партнеров — и меня в качестве администратора, у нас не было ничего. Надо было что-то решать с местом для занятий. Мы знали, что в городе много футбольных полей с искусственной травой. Обычно их арендуют после 18:00, когда люди освобождаются с работы, а в остальное время поля пустуют. Нам же "мертвое" время как раз подходило. 

Инвестировать достаточно средств, чтобы ежемесячно платить за аренду фиксированную сумму, мы не могли, поэтому предлагали привязать оплату к числу детей. Например, брать 1 500 сомов с человека: 500 отдавать за аренду поля, 500 — на зарплаты тренерам, а остальное — на инвентарь и развитие проекта. 

Набрать детей оказалось сложно, и первое время зарплаты тренеров были даже меньше их расходов на проезд до места работы. Тогда в группах тренировались всего по 2-3 ребенка. Помню, как смеялись знакомые: "Да какая это академия футбола?! Работают всего четыре человека, даже поля своего нет". Не знаю, как у нас не опустились руки. Наверное, именно тогда я в полной мере осознал слова, которые слышал от многих бизнес-тренеров и предпринимателей: именно любовь к делу помогает преодолеть трудные моменты. 

И вот благодаря нашему упорству и любви к футболу через какое-то время в академии стали заниматься свыше 100 детей. Кроме того, мы уже воспитали более 10 игроков для сборных команд страны в разных возрастных группах. Честно говоря, если бы в начале пути мне сказали, что мы добьемся таких результатов, я бы не поверил.

— Давайте теперь поговорим не о бизнесе, а о самом футболе. Что заставило вас полюбить этот вид спорта?

— Я учился в третьем классе, когда родители решили, что настало время чем-то меня занять. Мама пошла в Физкультурный институт, который находится возле нашего дома, чтобы узнать, какие там есть секции. Потом она сказала: "Там есть футбол, борьба и бокс. Но я не хочу, чтобы ты занимался силовыми видами спорта". На следующий день папа отвел меня на первую тренировку, а через две недели я уже играл на первых соревнованиях. Кажется, моя команда их проиграла (смеется), но это было здорово. Те эмоции остались со мной на всю жизнь.

Тренерам приходилось рыть могилы, чтобы хватало на жизнь, — рассказ бишкекчанина
В спорте ребенок постоянно переживает какие-то стрессовые ситуации, во время которых формируются характер и сила духа. Кроме того, в групповых видах спорта ребенок обычно лучше социализируется и адаптируется к коллективу, его правилам и устоям. 

У нас с товарищами по команде завязались настолько крепкие отношения, что даже спустя много лет мы собираемся, чтобы поиграть вместе после работы. На спортивной площадке стираются все социальные границы и статусы. Ты получаешь невероятные эмоции, неподдельную радость и поддержку своего коллектива, что очень круто. Это многого стоит.

— В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка на футбол?

— В нашей самой младшей группе занимаются дети 4-6 лет, мы ее так и называем — "малыши". Причем система выстроена таким образом, что каждую возрастную группу в академии ведет свой тренер. У него есть определенные задачи с точки зрения физического и психологического развития. 

Эта система помогает сократить человеческий фактор в части любимчиков и позволяет "перезагружать" отношения между тренером и спортсменом каждые два года. Например, у одного тренера ребенок может раскрыться, а у другого — потерять искру. Кроме того, воспитанник понимает, что через два года ему предстоит заново доказывать, чего он стоит, и не расслабляется.   

Для малышей у нас есть специальная методика. Прежде всего, чтобы максимально снизить уровень стресса у детей данной возрастной группы и привить любовь к футболу, мы объясняем родителям, что их нельзя ругать. Например, вы приехали с ребенком на тренировку, а он выбежал с поля и начал плакать. Мы говорим, что ни в коем случае не нужно пытаться вернуть его обратно. Наоборот, ребенка надо обнять и дать ему почувствовать, что он в безопасности, что вы рядом. 

Необходимо понять, что у каждого ребенка свой уровень социализации. Как правило, те, кто ходит в детский сад, более адаптированы. Однако каждый ребенок по-своему реагирует на новую обстановку, особенно на незнакомого человека, который пытается управлять им на поле. 

Родители 4-летних малышей благодарят нас — беседа с создателем Футбольной академии КР

— То есть в четыре года ребенок уже может играть в футбол, понимая правила?

— Да, но наша задача в данной возрастной группе — привить дисциплину и самостоятельность. В этом возрасте на поле чаще всего сначала бывает "каша-малаша". Я пару раз участвовал в тренировочном процессе у малышей ради интереса. Это был хороший опыт. 

Когда я вышел на поле, увидел, как один мальчик пытается забрать мяч у другого и при этом толкает его, а остальные ребята бегают вокруг. Тогда у меня еще не было своих детей, и я пришел в ужас, абсолютно не понимая, что делать. Конечно, тренер быстро отреагировал и решил проблему. 

Через месяц я приехал в ту же группу, и ко мне стали подходить родители с благодарностью: "Ой, сын раньше такой нелюдимый был, а сейчас тянется к ребятам...", "Мой в пять лет шнурки завязывать не умел, а теперь даже сам форму собирает". Некоторые дети настолько сильно манипулируют родителями, что те не в состоянии ничего сделать, а с тренером так не получится. 

— Я как-то разговаривала с одним тренером, который хвалился, что для многих детей стал более сильным "рычагом давления", чем родители. Те звонили ему и просили, чтобы он, например, уговорил ребенка сделать домашнее задание. 

— Наши тренеры стараются налаживать более деловые отношения с детьми и их родителями. Допустим, завтра ребенок уйдет из секции — не будут же родители звонить тренеру и просить повлиять на их чадо.

Вообще, я считаю, что футбол способствует укреплению семейных отношений. Родители приходят на соревнования, чтобы поддержать ребенка. Поэтому когда команда проигрывает, тренер может написать в общий чат, например: "Уважаемые родители, не ругайте своих детей, а подержите их". Это этикет родителя и спортсмена, и ему необходимо обучать.

— А как обстоят дела с развитием детского футбола в Кыргызстане? Сделали ли мы шаги вперед в последнее время?

После моих слов девушка заплакала — бишкекчанин о своей необычной профессии
— Думаю, да. Еще три года назад в стране было не много детских команд, а это очень важно. Чтобы любой вид спорта прогрессировал, его в первую очередь необходимо сделать массовым.

Однако кыргызскому футболу не хватает частной инициативы. Сейчас спорт в республике держится в основном благодаря федерации и меценатам. Но у нас очень мало частных инвестиций долгосрочного вливания, а для любого вида деятельности это крайне важно. Надо, чтобы был коммерческий интерес, не менее важны регулярные соревнования, сборы и тренировки, которые стоят значительных денег. Мало кто будет вкладывать средства и время без материальной отдачи долгий срок. 

Как вариант, чтобы заинтересовать спонсоров или инвесторов, государство могло бы сделать для них какие-то налоговые послабления. Скажем, я, как бизнесмен, финансово поддерживаю определенную футбольную команду, а взамен частично освобождаюсь от уплаты налогов. Тогда предприниматели могли бы вкладывать деньги в то, за что болеют всей душой.