Генеральному секретарю Федерации паратхэквондо КР Азизу Боталиеву пришлось отказаться от пяти учеников, чтобы доказать остальным, что параспортсмены, то есть спортсмены с инвалидностью, ничем не хуже.
— Для тренера вы выглядите очень молодо. Давно занимаетесь спортом?
— Мне 23 года, а спортом занимаюсь уже 17 лет: за это время успел попробовать себя в боксе и грэпплинге, однако свое призвание нашел в тхэквондо. С корейского языка это слово переводится как "путь руки и ноги". Жизнь — это тоже путь: как мы его пройдем, зависит от нас самих, от того, какие цели поставим и в каком направлении будем двигаться.
— На тренировки вас привели родители?
— Не совсем, история получилась забавной. Я тогда еще не учился, но мне было любопытно посмотреть на школьников, поэтому я зашел в одно учебное заведение. В фойе раздавали визитки, и одна попала мне в руки. Поскольку читать я еще не умел, принес ее родителям. Они мне и объяснили, что детей приглашают заниматься тхэквондо. Это было что-то новое, по фильмам я знал только про каратэ и кунг-фу, вот и решил попробовать. Так познакомился со своим будущим тренером. А пять лет назад он сказал, что пришло время начать тренировать других.
— Почему вы стали тренировать людей с ограниченными возможностями здоровья?
— Я часто смотрел видео с чемпионатов мира, чтобы изучать новые техники. Однажды случайно наткнулся на соревнования параспортсменов и не увидел никакой разницы: выходят два человека и показывают то же самое, что и здоровые люди. Тогда я загорелся идеей тренировать ЛОВЗ, чтобы развить паратхэквондо в Кыргызстане. Но это оказалось сложнее, чем думал. Здоровому человеку проще прийти в спорт, у него нет психологических ограничений: "Что скажут люди? Как они будут на меня смотреть?". На протяжении двух-трех месяцев я давал объявления, однако никто не приходил. Тогда попросил о помощи родителей детей, которые у нас занимаются, — так я познакомился со своей первой параспортсменкой Нишаной Жээналиевой.
— Сколько человек сейчас занимается в федерации?
— Шестьдесят спортсменов и три параспортсмена. Я никогда не делаю послаблений людям с ограниченными возможностями: они тренируются вместе со здоровыми спортсменами и имеют такие же физические нагрузки. Благодаря этому у них появилась уверенность в себе. Например, Нишана мало того что тренируется со здоровыми людьми, так еще и спаррингуется с парнями. А в самом начале, когда я сказал, что надо заниматься в общей группе, Нишана плакала: "Как на меня будут смотреть?".
Родители многих спортсменов благодарят меня за такое решение. Здоровые дети понимают, как нужно вести себя с ЛОВЗ, и видят, что они ничем не хуже.
— А есть родители, которые категорически против совместных занятий?
— Когда Нишана только пришла в федерацию, несколько человек спросили меня: "Она будет тренироваться с нашими детьми? Совместно?". Я ответил, что она такой же мой спортсмен, как и их дети. Затем обратился ко всем родителям: "Кто против, может уйти". Так пришлось отказаться от пяти спортсменов. Однако спустя какое-то время они поняли, что были не правы, и стали проситься обратно. Я позволил им вернуться, ведь дети не виноваты в поступках родителей. Однако большинство воспитанников изначально одобрили идею.
— Кто вас спонсирует?
Удивительно, что на Чемпионате Азии по паратхэквондо Кыргызстан представляла только Нишана. От Казахстана было 22 спортсмена, а от Узбекистана — 20. Причем в составе каждой команды приехали тренер, психотерапевт и врач, а от КР — только мы двое.